Accessibility links

«Это сам Лукашенко – непонятно что»


Александр Лукашенко с Владимиром Путиным во время саммита Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Минске 30 ноября 2017 года
Александр Лукашенко с Владимиром Путиным во время саммита Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Минске 30 ноября 2017 года

Было бы, конечно, удивительным, если бы Министерство иностранных дел Абхазии не откликнулось резким заявлением на высказывания президента Республики Беларусь Александра Лукашенко во время его визита в Тбилиси в конце прошлой недели.

Как известно, «последний диктатор Европы», который бессменно руководит Белоруссией вот уже почти 24 года, во время этой поездки, как и в ходе первой, несколько лет назад, подтвердил свою приверженность территориальной целостности Грузии. И при этом, по сути, осудил Россию за признание Абхазии, которую, по его словам, «превратили непонятно во что», и в которую «никому невозможно приехать». Но, хорошенько поразмыслив, на следующий день визита добавил, что после выборов у Путина словно выросли крылья, пришло второе дыхание и что никаких политических проблем у Минска с Москвой нет.

МИД Абхазии напомнил Лукашенко, что Республика Абхазия является не «краем» Грузии, а государством, официально признанным Российской Федерацией. Кроме того, он подчеркнул, что каждый год в РА приезжают до миллиона туристов из государств СНГ, включая Белоруссию, для граждан которой предусмотрен безвизовый въезд. «Считаем недостойным лидеру Республики Беларусь, союзного с Россией государства, озвучивать подобные заявления, оскорбляющие Республику Абхазия», – такими словами завершается заявление абхазского внешнеполитического ведомства.

«Это сам Лукашенко – непонятно что»
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:04 0:00
Скачать

Реакция общества в Абхазии была, естественно, в целом аналогичной, нередко звучало, что это сам Лукашенко – «непонятно что», «как был, так и остался председателем колхоза» и так далее. Но среди интернет-откликов были и написанные с иронией: «После возмущения нашего МИД у Батьки, по сведениям ино-СМИ, поднялась температура». Кое-кто из моих знакомых рассуждал: а к чему эта бурная реакция МИД? Мало ли какие лидеры каких стран приезжают в Тбилиси, заявляют о приверженности территориальной целостности Грузии, а про Абхазию говорят и похуже; так что, нам на всех публично обижаться!? Но им напоминают, что Белоруссия – это особая статья. После того как в августе 2008 года Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, у нас в республике, судя по высказываниям в СМИ, мало кто сомневался, что следующей это сделает Белоруссия (ни Никарагуа, ни Венесуэла в этих высказываниях не фигурировали). Ведь она же, мол, не просто союзница России, но и часть союзного государства с ней. Больше того, многие помнили, что в 1996 году Лукашенко единственный из глав государств СНГ проголосовал против принятия экономических санкций против Абхазии. То есть тогда, выходит, Белоруссия занимала много более лояльную к Абхазии позицию, чем Россия.

И после августа 2008-го год-два казалось, что Белоруссия просто «замешкалась» в деле признания РА и РЮО, пропустив вперед два латиноамериканских государства. В одном из интервью 2009-го Лукашенко заявлял, что «если исходить из человеческих соображений», то Беларусь давно уже должна была поддержать тут Россию. Вопрос о независимости будет рассмотрен на ближайшей сессии парламента, пообещал он.

На самом деле, о чем многие и тогда уже догадывались, шла активная торговля в связи с данным решением. «Лукашенко готов был признать независимость Абхазии с условием, что в случае ввода санкций Западом против Белоруссии за это признание Россия компенсирует потери. На мой взгляд, очень правильная позиция президента, который думает о своей стране и народе», – написал на днях на одном из абхазских интернет-форумов какой-то «симпатизант» белорусского президента. И это мнение достаточно распространено в разных странах (хотя, если вдуматься, упомянутые санкции были предположительными, а «расчет» за них Минск требовал сразу). Вплоть до восхищения способностью Батьки «ловко лавировать» между Россией и коллективным Западом, выбивая при этом экономические дивиденды. Возможно, это мнение людей, которые и сами привыкли жить по подобным принципам и усматривают в его поведении некие оправдания, индульгенцию для себя. Но преобладает все же, на мой взгляд, саркастическое отношение к белорусскому лидеру – что это политик с психологией лавочника. Мол, о «виртуозности политики» Лукашенко, о том, что он «тонкий мастер маневра», можно было бы говорить, если бы его крутые виражи и шараханья не выглядели так откровенно беззастенчиво, неуклюже, не бросались бы всем в глаза и не становились объектом многочисленных пересудов и насмешек. Словом, «виртуозностью» тут и не пахнет.

Как-то я наткнулся на публикацию пятилетней давности в интернет-ресурсе «Белорусский партизан» под заголовком «Абхазская газета поиздевалась над Лукашенко». В ней была воспроизведена цветная карикатура из газеты «Эхо Абхазии» (декабрь 2012 года), на которой Лукашенко стоит в молитвенной позе, опустившись на колено перед зданием посольства Грузии. Далее цитируются слова Александра Григорьевича, где он, отвечая на вопрос грузинского журналиста на пресс-конференции, рассуждает о восстановлении территориальной целостности Грузии: «Если пойдет объединительный процесс, то мы будем рядом с вами... Я буду просить вас (Грузию) вступить в СНГ, вы ничего не потеряете, и Россия будет только за... Вот мы будем с 1 января председательствовать в СНГ, мы Грузию ждем. Я приеду к вам, встану перед вами на колени, только не публично... Ну, если хотите, публично ради этого, и буду вас просить первым шагом вернуться в СНГ. Надо вернуться, и там мы найдем решение всех вопросов. Если, конечно, политики грузинские этого захотят»…«Эхо Абхазии» так комментирует слова белорусского правителя, который года четыре назад, торгуясь с Москвой, обещал признать независимость Абхазии и Южной Осетии: «Такие коленца суровый белорусский Батька еще не выкидывал – на колени он, видите ли, готов стать перед грузинами, даже публично. С телетрансляцией, наверное. А потом, чтобы пошел «объединительный процесс», он готов стать на колени и перед абхазами? Только там ведь даже протертые коленки не помогут».

Встретив в Facebook краткий отклик на последний вояж Лукашенко в Тбилиси абхазского эксперта Нугзара Агрба, я попросил его дать более развернутый комментарий на эту тему. И вот какой текст он прислал:

«Мне показалось, что Лукашенко маленько обижен на Россию. Возможно, что сейчас это связано с планами России ограничить поставки молочной продукции из Белоруссии. Давно обратил внимание, что Лукашенко нередко ведет себя по отношению к России не по-братски. Так, еще во время учений «Запад-2017» отказался ехать на один с Путиным полигон и оказался единственным из лидеров, с кем российский президент не запланировал отдельную встречу в рамках саммита СНГ. А что касается Абхазии, конечно, неприятно слушать такие высказывания о нас, основанные на политической конъюнктуре».

Добавлю: кто-то из абхазских интернет-пользователей восхитился тем, что Лукашенко несколько лет назад принял декрет «о тунеядстве», который напоминал советские времена и предусматривал в Белоруссии налог с неработающих. Только этот пользователь, видно, совсем не в курсе, что с нынешнего года белорусский президент фактически отменил все это, то есть дал после массовых протестов «задний ход».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG