Около двух месяцев назад в парковой зоне сухумской набережной началось строительство объекта, который не был оформлен в соответствии с требованиями закона. Разразился скандал, и сухумская прокуратура начала проводить проверку. О том, что было выявлено, рассказал прокурор города Руслан Тыркба.
Прокурорская проверка началась в конце апреля после первых публикаций в СМИ о ведущейся на набережной незаконной стройке. Журналисты обращались в администрацию города, но там отказались комментировать ситуацию и называть имена хозяев данного объекта. Единственное, что сообщили, что ведется строительство кафе, разрешения на выделение земли нет и проект строительства не утвержден соответствующими государственными структурами. Уже после того, как к строительству было привлечено внимание общественности и разразился скандал, мэр города Адгур Харазия заявил, что видел проект, и он ему понравился.
Однако для того, чтобы строить кафе в парковой зоне набережной, недостаточно произвести приятное впечатление на мэра, необходимо оформить большой пакет разрешительных документов.
Для того чтобы установить законность строительства, сухумская прокуратура начала проводить проверку. Рассказывает прокурор г. Сухума Руслан Тыркба: «Как только нам стало известно об этом факте, в тот же день я со своим помощником вышел на место. На тот момент, когда мы его обозрели, там был частично залит армированный фундамент и была собрана конструкция опалубки. Как только мы это увидели, мы незамедлительно составили соответствующее поручение в Управление внутренних дел г. Сухума и подробно расписали, что мы выявили. В этом письме было изложено четкое требование прокуратуры пресечь факт самовольного возведения объекта в этой зоне до того момента, пока прокуратура не осуществит эту проверку».
Руслан Тыркба пояснил, почему строительство на набережной привлекло внимание надзорного органа: «В соответствии с действующим законодательством нашей республики, земельный участок, на котором производятся строительные работы, относится к перечню особо ценных земель, изъятие которых допускается только по определенной процедуре. Если быть более точным, то существует статья 84 Земельного кодекса, где прописан процесс согласования. В данном случае требуется согласование с кабинетом министров и, естественно, с парламентом. На данном этапе полной информации у нас пока нет».
Руслан Тыркба также проинформировал, что прокуратура направила запросы в профилирующие ведомства и ждет от них ответа. Он конкретизировал: «Мы уже получили ответ из Госуправления по архитектуре и строительству в части оценки тех строительных работ, которые уже там заложены. Я имею в виду фундамент: на что он похож, к какой категории он относится, можно ли его отнести к понятию капитального строения или некапитального строения? В Госкомитет по охране природы мы направили запрос относительно того, мешает ли эта стройка тем парковым насаждениям, которые там есть? Они дали свое мнение. Направили запрос и в Управление по землепользованию и кадастру относительно категории земли».
Вопрос капитальности строения в данной ситуации является принципиальным, даже если предположить, что проект пройдет все инстанции и получит все разрешения, он, по определению, в этой зоне не может быть капитальным. Разрешение дается только на возведение сборно-разборной конструкции. Однако, по оценкам независимых экспертов, заливка фундамента уже сейчас свидетельствует о том, что строится капитальный объект.
Начальник отдела информации и общественных связей МВД РА Ирина Киут сообщила, что по письму прокуратуры милиция общественной безопасности при Управлении внутренних дел г. Сухума проводит проверку застроек в береговой зоне на предмет правомерности ведения строительных работ. По результатам данной проверки в недельный срок в прокуратуру г. Сухума будут представлены материалы для дальнейшего рассмотрения.
И последнее, что надо сказать в связи с историей незаконного строительства на набережной, так это то, что в обществе муссируются слухи о том, что владельцем объекта, чье имя хранится в тайне, является якобы вице-премьер правительства Беслан Эшба. Я связалась с Бесланом Федоровичем и попросила прокомментировать эти слухи. Он категорически заявил, что никакого отношения к данному объекту не имеет. «Ни моих личных интересов, ни интересов моих родственников или близких друзей там нет. Никакие документы по этому объекту в кабинет министров не поступали, как только они придут, мы назовем вам имя заявителя», – сообщил Беслан Эшба. И посоветовал направить запрос в сухумскую администрацию.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия