Accessibility links

Гия Хухашвили: «Кобахидзе борется за то, чтобы остаться единственным наследником Бидзины»


Гия Хухашвили
Гия Хухашвили

Против экс-премьера Грузии Ираклия Гарибашвили возбуждено уголовное дело. Прокуратура предъявила ему обвинение по статье 194 УК легализация незаконных доходов в особо крупном размереСообщается, что в ходе обыска в квартире Гарибашвили было обнаружено и изъято 6,5 млн долларов США. Согласно официальным данным, бывший премьер признал вину и был отпущен под залог в 1 миллион лари, при этом ему запрещен выезд из страны. Обыски прошли и в домах других бывших высокопоставленных чиновников «Грузинской мечты» - экс-главы Службы государственной безопасности Григола Лилуашвили, бывшего генерального прокурора Отара Парцхаладзе. Что это – борьба с коррупцией или показательные процессы, и в чем провинились некогда самые приближенные люди неформального правителя Грузии, миллиардера Бидзины Иванишвили, спросим у грузинского политолога Гии Хухашвили.

- Батоно Гия, что это - борьба с коррупцией, схватка разных групп влияния вокруг Иванишвили или чистка рядов, устроенная самим Иванишвили? Как вы это понимаете?

Гия Хухашвили: Начнем сначала. Это никак нельзя назвать борьбой с коррупцией, потому что режим такого типа, который сейчас выстраивается в Грузии, подразумевает и его составной частью является коррупция. Без коррупции подпитывать такую систему просто невозможно. Так что это чисто клановая борьба за власть и за деньги, больше ничего. Одна группировка сейчас занимается переделом тех серых доходов, которые подпитывают систему. То есть таким образом меняется кассир, скажем так. Но здесь есть и политическое измерение. Чисто политически Кобахидзе, который борется за то, чтобы остаться единственным наследником Бидзины, сейчас как-то очищает поле вокруг него. То есть, стерилизует в какой-то степени Бидзину, чтобы у него не осталось никаких других наследников. И мне кажется, что здесь игра вышла из границ грузинской политики. Здесь надо думать об игроках транснациональных, скорее всего, российских.

Вот был последний кейс - убийство Джангвеладзе. И я думаю, что уже подключены такие транснациональные криминальные авторитеты к этим делам. Это долгий разговор. Я думаю, что эта ситуация приняла характер чисто криминальной разборки. Шесть с половиной миллионов долларов нашли у него дома, но дело не ограничивается этими деньгами. Понятно, что от него требуют на один или два порядка больше. Его оставили сейчас на свободе, чтобы он поработал и собрал для партийной или клановой кассы X сумму. Ему придется. Если ли он соберет, может быть, его наказание будет легким.

С самого начала целью всей этой операции не являлся его арест. Целью было просто банально его остричь. Потребовали, наверное, с него и с других какую-то сумму, но они отказались, не смогли или что-то там случилось. И после этого запустили уже вот эту правовую систему, которую правовой назвать, конечно же, очень сложно в Грузии.

- Но почему, собственно, Ираклий Гарибашвили? Давайте на нем остановимся, раз ему предъявлено обвинение. Никто так старательно, публично, при каждом удобном случае не хвалил, не благодарил Иванишвили. И вот против верного слуги Бидзины Иванишвили заведено уголовное дело. В чем он провинился?

Гия Хухашвили: Идет игра. Здесь имело место совпадение нескольких факторов. Во-первых, у Бидзины сейчас в финансовом плане возникли определенные проблемы. Мы знаем, что он под санкциями, с банками международными у него какая-то неразбериха. И он подумал, что вокруг него люди зарабатывают, а он лишается своих собственных денег. На этой почве, я думаю, у него развилась вот такая паранойя. В принципе, он сейчас пытается собрать с этих людей какие-то суммы. А что касается того, что на него молились, ну, на него молятся все, кто вокруг него. Но молитва не всегда достигает своей цели.

- Но он дважды делал этого человека премьер-министром.

Гия Хухашвили: Ну да, но молиться надо с чистой душой. А Бидзина посчитал, что он фарисей на самом деле.

- А почему мы пока не видели Григола Лилуашвили на допросе, с ним продолжается торг?

Гия Хухашвили: Я думаю, что вокруг него сейчас тоже сужается круг. Мы знаем, что его кассира посадили вчера. В принципе, это как бы последнее предупреждение. От него тоже требует какую-то сумму. Называли там какую-то цифру. Принесет и его пронесет. Не принесет — не пронесет. Вот и вся история банальная.

- А почему в этом списке оказался Парцхаладзе?

Гия Хухашвили: Это люди взаимосвязанные. Мы сейчас говорим о каких деньгах? Которые зарабатываются в серой зоне колл-центрами и так далее, разными полулегальными делами. Об этих деньгах. Ну, эти люди работают вместе, они являются партнерами.

Но Парцхаладзе… Почему я вам сказал насчет убийства Джангвеладзе? Потому что Парцхаладзе как бы связывают с этим убийством. И это уже такая разборка в криминальной среде, крупная разборка с большими куполами, скажем так. И это фактор, который Бидзине приходится учитывать. Конечно, эта борьба вышла за рамки Грузии. Я вам сразу сказал. Этот фактор сейчас играет, я думаю, важную роль во всей этой истории. И Парцхаладзе с этим кейсом как-то связан.

- Я напомню слушателям, что Парцхаладзе одним из первых попал под американские санкции из-за связи с ФСБ России. При этом грузинские власти в свое время сделали все, чтобы смягчить этот удар. Президент Нацбанка Натия Турнава утвердила правило, согласно которому международные санкции не применяются к гражданину Грузии, если в отношении него не вынесен обвинительный приговор грузинского суда. Парцхаладзе, по сути, дали переоформить имущество и спокойно уехать в Россию. Это отступление для тех, кто подзабыл, кто такой Парцхаладзе.

Батоно Гия, я хочу вас спросить про драматургию этого действа, потому что события развиваются не только в прокуратуре, а на экранах грузинских телеканалов. Сначала ходили слухи. Затем прокуратура сообщила о проведении обысков в домах некогда всесильных Гарибашвили, Лилуашвили, Парцхаладзе и других. Всей стране продемонстрировали чемоданы и конверты с долларами, дорогие часы, золото. При этом не уточнялось, в чем именно подозревались эти люди. На этой неделе мы увидели, что Гарибашвили пошел на допрос и якобы признал вину. О чем вам говорит это представление?

Гия Хухашвили: Это технология. В этом деле были разные фазы. Сначала, наверное, в кулисах пытались договориться. Потом, когда это не получилось, начали прессовать. Сначала легко, просто распространяли слухи, потом пустили какую-то информацию. А потом все это ужесточалось, и мы дошли до этого. Это говорит только об одном - что по сей день окончательной договоренности между сторонами в этой борьбе за власть и деньги нет. Но к этому все идет.

Какие стороны имеете в виду?

Гия Хухашвили: Потому что Гарибашвили во всем признался и дал обещание, что красть деньги он больше не будет никогда в жизни.

А почему в свое время он и другие не поверили в серьезность намерений Иванишвили и довели дело до этого?

Гия Хухашвили: Поверили, не поверили. Вы должны понимать, что это за люди. Кровью, потом заработанные деньги отдавать не так просто для таких людей. К тому же это же не деньгами, а что-то вложено, что-то там, что-то здесь, принести не так легко все и сразу. К тому же не хочется. В принципе, пытались как-то выкрутиться из этой ситуации, но дошло до этого.

- А как это воспринимается в самой правящей команде? Какие сигналы это посылает тем людям, которые сегодня выполняют эти приказы? Есть гарантия, что Кобахидзе в один день не постучит в дверь другой фаворит Бидзины Иванишвили?

Гия Хухашвили: Никаких гарантий нет. В принципе, одна из задач именно в этом и состоит, чтобы система была под контролем, чтобы все боялись. Такие системы же выстраиваются не на любви, а именно на страхе. Если система боится, это хорошо, это неплохо.

- С другой стороны, получается, что Иванишвили регулярно ошибается в подборе собственных кадров?

Гия Хухашвили: Понимаете, в чем дело? Да, можно это и ошибкой назвать. Я думаю, что здесь диагноз несколько другой надо поставить. Трудно даже сформулировать. Но здесь есть доля паранойи. Это черта характера. В принципе, то, что он сейчас делает, он делал всегда. Это не было видно, но сейчас он проявился до конца. Почему? Потому что у него возникли вполне конкретные проблемы. И вот эта его черта сейчас просто набухла, как говорится.

- При Бидзине Иванишвили грузинские власти все больше изолированы. Как в этих условиях он выстраивает властную вертикаль, каковы порядки сейчас при дворе, с ближайшим окружением?

Гия Хухашвили: Думаю, что сейчас говорить о политике, о выстраивании этой вертикали уже не приходится. В принципе, он сейчас стерилизован. И мне кажется, что здесь уже он сам является заложником - не внутренним, а внешним. Есть очень много индикаторов того, что у нас уже ФСБ заправляет информационной политикой и политикой, и в экономике мы интегрируемся в российскую экономику. Сейчас Россия уже начала даже энергоносители (поставлять), первые потоки нефти санкционированные для переработки пошли в Грузию, потому что Китай уже не покупает. Так что, я думаю, скоро нам придется Бидзину спасать, вызволять из заложников.

То есть речь идет о беспрецедентно больших денежных потоках для Грузии?

Гия Хухашвили: Ну да. Экспансия экономическая из России пошла очень мощная, 2022–2024 годы знаменовались тем, что пошел черный нал. В том числе и касса ФСБ, я думаю, очень хорошо поработала в Грузии. Метастазами пошла вся эта сеть, их агентурная сеть. Покупали политиков, бизнесменов и так далее. Сейчас, мне кажется, они управляют всем процессом в Грузии. Да, Бидзина игрок. Он, с одной стороны, заложник, у него ограниченный маневр. Но что-то он еще может.

- И последний вопрос: учитывая логику процесса и драматургию происходящего, кому следующему приготовиться?

Гия Хухашвили: Сейчас отвечать на этот вопрос, я думаю, бессмысленно. Непонятно, любого можно посадить. Но цель, опять же повторяю, не сажать кого-то, а договориться. Чтобы они заплатили просто за индульгенцию и все. С кем смогут договориться, с кем не смогут договориться это отдельный вопрос.

Вот Гомелаури, например, на первом же этапе остался чистым. Несмотря на то, что сначала и на него наезжали. Почему? Наверное, договорились. А Каладзе, который тоже был на лопатке, откупился тем, что пошел на третий срок. И, скорее всего, из своего кармана финансировал кампанию.

Так что сейчас я не буду загадывать. Понятно, что любого можно посадить. Это точно. Если так будет продолжаться, скоро и Будину могут посадить.

Подписывайтесь на нас в соцсетях


Форум

XS
SM
MD
LG