1 февраля в мире отмечается День хиджаба – его цель рассказать о значении традиционного мусульманского платка и развенчать связанные с ним стереотипы. В России в последние годы женщина в хиджабе все чаще становится объектом внимания из-за споров о том, что такая одежда якобы представляет "опасность для общества". Хиджаб сегодня – это дань моде, религиозное предписание или вызов светским нормам? Сайт Кавказ.Реалии разбирался в этом вопросе вместе с уроженками Чечни – власти республики чаще других ввязываются в конфликты, связанные с мусульманской одеждой.
Справка: идея всемирного Дня хиджаба принадлежит Назме Кхан, уроженке Бангладеша. В 2013 году, после переезда в Нью-Йорк, она столкнулась с непониманием из-за своего платка. Чтобы рассказать миру о значении хиджаба и помочь женщинам, подвергающимся из-за него дискриминации, Назма создала специальный сайт, где они могли получить моральную поддержку. Получив множество откликов, она решила организовать День хиджаба. В первом крупном мероприятии 1 февраля приняли участие женщины из 67 стран. Так эта дата стала ежегодной.
Убеждение или принуждение?
Луизе 32 года. До замужества она ходила с распущенными волосами, не носила платок и даже не задумывалась о том, что когда-нибудь покроется. Однако после свадьбы, под давлением мужа, ей все же пришлось это сделать.
"Надеть хиджаб для меня было настоящим испытанием. Наша семья не была глубоко религиозной, и родители ни разу не говорили надеть платок. Я вышла замуж по любви. Пока мы встречались, мой будущий муж не казался мне чрезмерно религиозным: я знала, что он держит пост в Рамадан, совершает намаз – и даже находила это привлекательным. Но после свадьбы он начал меня обрабатывать, не напрягая", – рассказывает жительница Грозного.
Перед замужеством Луиза вместе с матерью ездила в Москву, где покупала нарядную одежду. По ее словам, она даже не успела "выгулять" многие вещи:
"Мы поговорили с мужем и нашли компромисс: он не будет настаивать, а мне нужно время, чтобы самой принять решение. Через полгода я впервые вышла на люди в новом облике… Я жутко стеснялась, меня буквально трясло. Казалось, что все оборачиваются и с любопытством рассматривают меня. Вечерами, когда в доме все засыпали, я плакала".
Муж каждый день находил время, чтобы поговорить с ней. Он убеждал, что в хиджабе она ему нравится больше, что ему неприятно видеть, как посторонние мужчины обращают на нее внимание, когда она без платка.
После трех лет ношения хиджаба я сняла его и почувствовала свободу
Так прошло еще какое-то время. На улицах Луиза стала замечать все больше девушек в хиджабах, знакомые поздравляли ее.
"Сейчас у меня полноценная жизнь: я чувствую себя комфортно в хиджабе, веду блог в ютубе, вожу машину. У меня самый заботливый муж и трое детей. Теперь снять хиджаб для меня – все равно что раздеться", – говорит собеседница.
Еще одна собеседница редакции из Чечни, Марха, приняла хиджаб осознанно, тщательно изучив религию: "Я ношу хиджаб уже пять лет – это мой личный выбор. Жалею лишь о том времени, когда ходила без платка. Одежда мусульманки должна отвечать требованиям шариата, ведь это повеление Всевышнего. Я чувствую себя прекрасно в этом облачении".
Жансари, ныне проживающая в одной из европейских стран, рассказала о своих отношениях с хиджабом: "В первую войну в Чечне погиб мой муж, а после второй я уехала из республики с двумя детьми. В день своего 18-летия старший сын тайком от всех отправился в Сирию. Тогда я начала задумываться о своей судьбе, о бедах, которые обрушились на меня, и казалось, что все это – из-за того, что я не следую указаниям Всевышнего."
С 15 лет, как и многие чеченские девушки и женщины, Жансари носила платок-треугольник, завязанный сзади. Со временем в ее окружении появилось больше подруг в хиджабах, и, сама того не замечая, она поддалась их влиянию: стала глубже изучать ислам, следовать религиозным предписаниям и однажды покрылась.
"Мне казалось, что хиджаб дает защиту, что он – внешний источник духовной силы и сможет уберечь меня и мою семью от бед. Так прошло более 20 лет. Но не могу сказать, что за это время моя жизнь стала лучше. Старший сын, уехавший в Сирию, погиб, младший оказался в тюрьме за то, что перевел деньги его жене и детям. Мое здоровье подорвано. Постепенно я начала ощущать дискомфорт, потеряла душевное спокойствие. Все чаще я обращалась к Богу в своих мыслях с претензиями: я выполняю Твою волю, а Ты делаешь мое пребывание на этой земле невыносимым".
Однажды Жансари сменила хиджаб на обычный платок. "Религия – это то, что в сердце, а не в одежде", – убеждена теперь она.
С ней соглашается чеченка Эниса, для которой хиджаб стал ожидаемым этапом после замужества: "У меня никогда не спрашивали, хочу ли я его носить. Я не отрицаю значение хиджаба, но не верю, что он или, например, борода – это показатель веры и богобоязненности".
Хиджаб и общество
Раиса, живущая в Германии, испытывала дискомфорт из-за неоднозначной реакции окружающих на платок: "Для многих хиджаб ассоциировался с подавлением личности, религиозным экстремизмом, терактами. Говорят, что европейцы толерантны, но чаще я сталкивалась с неприязнью".
У нее появилось ощущение, что хиджаб делает ее несовременной, будто он создает барьер между ней и обществом. Это ее удручало, а впереди стояла задача – строить карьеру и интегрироваться в новую среду.
"После трех лет ношения хиджаба я сняла его и почувствовала свободу. Мы живем в XXI веке. Неужели, чтобы продемонстрировать свою религиозность и набожность, нужно заворачиваться в покрывало? Это чуждо нашей культуре, откуда это вообще пришло?" – вопрошает Раиса.
Введение платков в Чечне напрямую связано с Рамзаном Кадыровым. Еще в 2007 году он потребовал, чтобы женщины-госслужащие соблюдали "мусульманский дресс-код", вспоминает Марина (имя изменено в целях безопасности), сотрудница одного из госучреждений республики.
Важно, чтобы тот, кто хочет носить хиджаб, мог это делать, но нельзя заставлять
Тогда после совещания в министерстве образования руководитель ведомства сообщил, что спущено негласное распоряжение от главы республики: теперь все сотрудницы должны ходить на работу в одежде, полностью закрывающей волосы и лоб. Кто нарушит – будет уволен, предупредил их начальник.
"Сейчас отношение к хиджабу разное: для кого-то это мода, для кого-то способ выгодно выйти замуж, а для кого-то осознанный выбор. Но в 2000-х это было принуждение", – говорит Марина.
Она считает, что хиджаб не является частью традиционного чеченского костюма. По ее мнению, это элемент "арабизации", которую преподносят под видом "исламизации". Многие женщины в республике морально готовы снять хиджаб, но боятся и ждут удобного момента, утверждает собеседница.
Тем не менее, в последние годы в республиках Северного Кавказа и странах бывшего СССР хиджаб становится все более популярным. Если раньше он ассоциировался исключительно с религиозными убеждениями, то теперь его носят и те, кто не считает себя глубоко верующим, утверждают собеседники редакции. Причины этого разные.
Социолог Магомед из Чечни (имя изменено в целях безопасности) считает, что один из ключевых факторов – возвращение к традиционным ценностям.
"Когда люди ощущают нестабильность, когда светские законы не работают так, как должны, когда кажется, что справедливости в стране нет, они начинают искать опору в том, что воспринимается как вечное и неизменное – в традициях и религии. В этом мире все кажется простым: есть четкие правила, понятная структура, нет хаоса", – объясняет Магомед.
Он напоминает, что в советское время ношение хиджаба практически исчезло, а в постсоветские годы его возвращение встречало сопротивление – в школах и вузах пытались запретить платки, вводились ограничения.
"Это, как ни парадоксально, могло только усилить желание носить хиджаб. Государственные запреты часто вызывают обратный эффект, превращая религиозную одежду в символ сопротивления," – отмечает социолог.
Хиджаб как мода
Раньше девушек в хиджабах часто воспринимали как радикально настроенных, их одежда была темной и неброской. Сегодня все иначе – мусульманки выбирают яркие, стильные наряды. Это уже не только следование религии, но и стремление соответствовать модным тенденциям, считает этнограф из Чечни, пожелавшая сохранить анонимность.
По ее мнению, важную роль сыграли социальные сети. Они наполнились образами девушек в элегантных хиджабах, доказывающих, что можно выглядеть красиво, не нарушая исламских норм. "Для многих молодых мусульманок это стало вдохновением. Они увидели, что могут носить платок и при этом оставаться частью современной жизни", – объясняет собеседница.
Политолог, президент "Ассамблеи народов Кавказа" Руслан Кутаев утверждает, что чеченские женщины всегда покрывались – это было частью их национальной культуры. Однако с начала 1960-х годов их стали "раскрепощать", приобщая к русской культуре.
Женщины, которые носят хиджаб, говорят о нем как о способе демонстрации подчинения Богу
"Общество не могло сопротивляться экспансии эмансипации чеченской женщины – никто не имел права идти против генеральной линии Коммунистической партии", – поясняет он.
В то же время Кутаев соглашается, что причины ношения хиджаба у девушек сегодня различны: "Молодым людям часто нравятся закрытые, недоступные, словно эксклюзивные женщины. Но есть и те, кто носит хиджаб по убеждению придерживаться требований религии – для благопристойности".
Женщина – это мать, дочь, жена, и она, по распространенному мнению, должна быть примером красоты и скромности, говорит правозащитница Фатима Газиева. В мусульманской культуре существует множество разновидностей одежды, скрывающей вне дома фигуру, волосы, шею или лицо в соответствии с нормами религиозного права, отмечает она.
"Хиджаб можно увидеть на многих восточных – и не только – девушках и женщинах. Он может быть как черным, так и цветным. Безусловно, сама традиция связана с религией. Женщины, которые носят хиджаб, говорят о нем как о способе демонстрации подчинения Богу", – рассказывает Газиева.
Она подчеркивает, что согласно Корану и Сунне, женщина, достигшая зрелости, должна закрывать аурат (части тела, которые мусульманам предписано закрывать от посторонних; для женщин это все тело и волосы, кроме лица, рук и стоп ниже лодыжек), и это положение в исламе не вызывает ни у кого сомнений. Но, по мнению правозащитницы, влияние моды нельзя отрицать. Сегодня многие бренды и дизайнеры выпускают коллекции мусульманской одежды, а модели в хиджабах появляются на подиумах.
Впрочем, сказать, что хиджаб всегда надевают исключительно по велению сердца, все еще нельзя, указывает чеченский социолог Магомед.
"Я знаю случаи, когда девушки уже не хотят носить хиджаб, но не могут снять его – семья против. Это нарушает их права. Важно, чтобы тот, кто хочет носить хиджаб, мог это делать, но если девушка не хочет или передумала, ее нельзя заставлять. В религии не может быть принуждения. Популярность хиджаба – это не просто вопрос моды или религии. Это отражение социальных процессов в обществе, реакция на нестабильность, поиск опоры. А станет ли этот тренд долгосрочным – покажет время", – заключил собеседник.
- Ситуация с хиджабом в России вновь привлекла внимание общественности: на этот раз в центре обсуждений оказалось задержание несовершеннолетней девочки в Хабаровском крае и последовавшее выступление в ее защиту чеченского омбудсмена Мансура Солтаева. При этом в самой республике умалчивают о нарушениях прав женщин.
- В июле в московском метро женщина напала с ножом на пассажирку в хиджабе – та защитилась при помощи перцового баллончика. Когда другие пассажиры вмешались, нападавшая проявила агрессию и к ним.
- В апреле Новосибирске прошел так называемый рейд против хиджабов, которые устроили члены "Русской народной дружины". Под угрозой бойкота они потребовали от местной сети аптек заставить одну из продавщиц снять платок. Сторонники националистов заявляют, что таким образом они якобы "борются с исламским терроризмом".
- В 2023 году руководство Новочеркасского медицинского колледжа в отчислило пятерых студенток с Северного Кавказа из-за отказа снять хиджабы. Завуч объяснила это нарушением правил внутреннего распорядка, запрещающих носить религиозные атрибуты в колледже.
Форум