Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Мнения военных экспертов, политологов и дипломатов разнятся. Вернее, мало кто сомневается, что американцы «добьют» Договор о РСМД, но по поводу последствий позиции не совпадают, да и причины видятся разные. Кто-то уверен, что русский фактор главенствует, а кто-то видит причину в растущей силе Китая, который угрожает американским интересам.

Например, один из ведущих американских специалистов по России Томас Грэм (его прочили в послы США в Москве, но выбор пал на Хантсмана) полагает, что контроль над вооружениями не входит в список приоритетов администрации Дональда Трампа. «…А Джон Болтон вообще никогда не видел особой ценности в сотрудничестве двух стран в этой сфере, по крайней мере, после распада СССР», - считает он.

Поэтому Грэм не удивился тому, что, по сообщениям СМИ, именно Болтон убедил Трампа выйти из Договора о РСМД. «В администрации [США] есть высокопоставленные чиновники, которые поддерживают этот договор и которые хотели бы продолжить работу с Россией, чтобы урегулировать спорные вопросы. Против выхода США из Договора выступают и наши европейские союзники, у которых такая перспектива вызывает серьезную тревогу с точки зрения их собственной безопасности», - сказал американский эксперт «Коммерсанту».

Глава Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик Алексей Арбатов уверен, что решение в Вашингтоне уже принято, о чем свидетельствует, в частности, включение в военный бюджет статьи расходов на финансирование научно-исследовательских разработок по ракетам средней дальности, то есть вопреки РСМД. С другой стороны, в администрации Трампа только Болтон хорошо разбирается в ракетно-ядерных вопросах, и как раз он противник РСМД и СНВ-3.

«Противоречия по соблюдению ДРСМД, которые следует уладить, не являются чисто техническими вопросами, - препятствия носят политический характер, - сказал Арбатов «Коммерсанту». – …Подход администрации Трампа к ДРСМД непоследователен. Ей пора бы, например, определиться: США выходят из Договора из-за российских нарушений или Вашингтону требуется разместить ракеты в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но тогда при чем тут российские «нарушения»?

Тот же Алексей Арбатов в статье для Московского центра Карнеги отмечает, что и в России скептически относились к Договору, а в Концепции внешней политики от 2016 года этот документ даже не упомянули в списке соглашений по контролю над вооружениями, которым привержена Россия. В то же время администрация Дональда Трампа, вопреки ожиданиям улучшения российско-американских отношений, поддержала Конгресс, обвинивший Россию в нарушении ДРСМД, и заявила о возможности выхода из Договора и введения новых санкций против РФ.

Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин написал свой материал до промежуточных выборов в Конгресс и расценил заявление Трампа о выходе из Договора как тактический ход против оппонентов из Демократической партии. «В практическом плане выход развязывает Вашингтону руки в первую очередь для устрашения КНДР и одновременно усиления давления на Китай, о котором Трамп специально упомянул в своем заявлении о выходе из договора», - пишет автор. «Сам по себе выход США из ДРСМД не создает немедленных проблем для России. Главное – какие шаги и на каких стратегических направлениях США предпримут в связи с этим решением», - считает Тренин.

Руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов констатирует, что ни США, ни Россия не проявили «политической воли и настойчивости, готовности к компромиссам, тем более – к односторонним шагам во имя сохранения Договора. «Задача спасения ДРСМД… оказалась недостаточно приоритетной для руководства обеих стран, чтобы перевесить ситуативные интересы отдельных ведомств, давление настроенных на «жесткость» политических группировок и общую логику российско-американской конфронтации», - пишет эксперт на сайте Московского центра Карнеги.

Он делает три вывода. Во-первых, двусторонний формат контроля над стратегическими вооружениями уйдет в историю, поскольку Соединенные Штаты обеспокоены развитием ядерного арсенала Китая, баллистического потенциала Ирана и т.д. Во-вторых, будущие соглашения вряд ли станут оформляться в виде традиционных, юридически обязывающих и подлежащих ратификации договоров, а уж ратификация, если дойдет дело, может стать практически невозможной. В-третьих, в центре будущего контроля над стратегическими вооружениями будут не количественные, а качественные характеристики, - например, элементы искусственного интеллекта.

Наконец, еще один материал с цитируемого сайта – огромная публикация генерал-майора Владимира Дворкина, главного научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО. Я процитирую только один абзац о политической составляющей проблемы. В частности, военный эксперт уверен, что для укрепления стратегической стабильности и режима ядерного нераспространения «крайне необходимо поэтапное восстановление доверия между Москвой и Вашингтоном».

«Примером еще сохранившихся доверительных отношений представляется безупречный процесс выполнения всех требований СНВ. Не теряя этот потенциал, следует незамедлительно приступить к переговорам между Россией и США по сохранению договорных отношений в области СНВ, обеспечить устойчивость бессрочного Договора по ликвидации РСМД, возобновить совместную работу ученых-ядерщиков и договоренности по ликвидации избытков оружейных материалов», - пишет генерал Дворкин.

Однако у меня для него плохие новости. Глава американского Объединенного комитета начальников штабов Джозеф Данфорд сомневается в прогрессе при обсуждении с Россией продления Договора о стратегических наступательных вооружениях, если Договор о РСМД перестанет действовать. «Мне трудно представить, что может быть достигнут прогресс в вопросе продления договора по СНВ-3, если в его основе будет лежать несоблюдение ДРСМД», - сказал генерал. По его мнению, России следует привести свои вооружения в соответствие с Договором от 1987 года, тогда это стало бы условием для обсуждения вопросов контроля над вооружениями в более широком контексте, сообщает «Интерфакс».

Вдобавок еще одна неприятность для России. По мнению бывшего начальника Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения РФ Виктора Есина, российская система автоматического управления массированным ответным ядерным ударом «Периметр» теряет эффективность в случае возможного военного конфликта на фоне выхода США из ДРСМД.

«Система «Периметр» функционирует, она даже усовершенствована. Но когда она сработает, у нас уже останется мало средств: мы сможем запустить только те ракеты, которые выживут после первого удара агрессора», - отметил он. По словам генерала, в случае размещения американских ракет в Европе России «ничего не останется, как отказаться от доктрины ответно-встречного удара», и Москва будет вынуждена «перейти к доктрине упреждающего удара», сообщает Russia Today.

В общем, на данный момент есть основания полагать, что Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности жить осталось недолго. Ибо нет оснований полагать, что Россия вдруг возьмет и поменяет свое поведение, которое, по мнению США, нарушает положения документа. С другой стороны, Россия будет продолжать обвинять американцев в нарушении Договора, а это значит, что обе державы не считают себя виноватыми.

Рискну предположить, что вслед за уходом ДРСМД в небытие настанет черед Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3). Его действие истекает 5 февраля 2021 года и может быть продлено автоматически на пять лет, если ни одна из сторон не выступит против продления. Однако развитие ситуации показывает высокий риск появления этого «если». И тогда, как предсказывают военные эксперты и дипломаты, не останется ни одного двустороннего соглашения, которое бы контролировало вооружения или ограничивало их распространение.

И всё же есть одно «но»: на дворе конец 2018 года; мы уже не в 1987-м и даже не в 2010-м. Современные вызовы носят глобальный характер, поскольку не ограничиваются Россией и США. Кто знает – быть может, правы противники этих договоров, считающие, что они должны охватить больше стран?..

Часть 1

Часть 2

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Moldova -- blog, Ernest Vardanean
Moldova -- blog, Ernest Vardanean

Чтобы было предельно ясно, чего требуют американцы и как они это обосновывают, нужно вернуться немного назад. В субботу 20 октября Дональд Трамп на встрече со своими сторонниками в штате Невада подтвердил, что намерен вывести США из Договора РСМД. Этот день был выбран неслучайно, т.к. уже в понедельник 22 октября советник по национальной безопасности Джон Болтон приехал в Москву и донес эту позицию до Кремля, МИД и Совбеза РФ. Но еще раньше, в декабре 2017 года, администрация Дональда Трампа анонсировала «интегрированную стратегию», направленную на то, чтобы склонить Москву к выполнению ДРСМД.

Речь, как мы уже знаем, идет о ракетах 9M729, которые, по мнению России, ничего не нарушают. Зато в Москве считают, что установка американских ракет в Польше и Румынии может означать такое нарушение со стороны США. В свою очередь, Трамп обещает отказаться от наращивания вооружений, если на аналогичный шаг пойдут Россия и Китай (замечу, что КНР не имеет к РСМД вообще никакого отношения).

Интересный аспект этой проблемы подметил РБК. В частности, он напоминает, что давним противником ДРСМД является Джон Болтон, но не потому, что Договор плох сам по себе, а потому, что он налагает лишь двусторонние ограничения на США и Россию. Советник Трампа считает, что настоящая угроза исходит от Китая и Ирана, а поскольку они не охвачены Договором, в нем нет смысла. Проще говоря, Болтон предлагает либо расширить действие документа, либо полностью отказаться от него.

Косвенно с такой позицией соглашается бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Виктор Есин. По его словам, главная причина выхода США из РСМД – укрепление китайского ядерного потенциала. «Ситуация такова, что американцы принимают это решение не столько из-за того, что есть какие-то обвинения в адрес России, а потому, что Китай наращивает свои возможности по ракетам средней и меньшей дальности. Соединенные Штаты чувствуют свою ущербность в военном плане. Обвинение России используется как предлог, чтобы сохранить реноме США как приверженцев международных соглашений», - цитирует РБК генерала Есина.

«США долго не устраивало, что Россия имеет стратегический потенциал, сопоставимый с американским. При этом США понимали, что с точки зрения обычных вооружений они имеют многократный перевес над Россией. В этой ситуации сегодня США пытаются добиться изменения баланса сил и перевеса на качественно новом уровне», - сказал газете «Коммерсант» директор ИМЭМО РАН Федор Войтоловский. По его мнению, при Трампе «российско-американские отношения от стратегического партнерства переходят к новой модели взаимного стратегического сдерживания», причем «эта модель будет включать как симметричные, так и асимметричные шаги».

«Он [Джон Болтон] всегда был и остается органическим противником контроля над стратегическими вооружениями, что в полной мере проявилось и в ходе его последнего визита в Москву… Мы вступаем в новую эпоху стратегического сдерживания, в основе которого будет лежать асимметричные ответы России, - заявил «Ъ», в свою очередь, вице-президент Российского совета по международным делам, генерал-лейтенант в отставке Евгений Бужинский. – Никто в новую гонку вооружений втягиваться не будет, асимметричных шагов для обеспечения безопасности будет вполне достаточно».

«Это [заявление Трампа] подтверждает то, что происходит уже на протяжении нескольких лет: архитектура российско-американского контроля над ядерными вооружениями рушится, - написал директор Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) Дэн Смит. – Похоже, шаткое положение российско-американского контроля над вооружениями одновременно окажет давление на общий режим ядерного нераспространения... и обострит споры касаемо Договора о запрещении ядерного оружия 2017 года». «Риск возврата к наращиванию ядерных арсеналов Россией и США очевиден. Таким образом, уровень безопасности, достигнутый с окончанием холодной войны и существовавший на протяжении всего периода после нее, находится под угрозой», - добавил Смит (ТАСС).

Интересную подборку из мировой прессы подготовила газета «Коммерсант».

The Independent (Великобритания):

Советский Союз практически проиграл Холодную войну и сдался, подписывая договоры по сокращению вооружений просто потому, что не мог уже соперничать с военным бюджетом США… В новой гонке вооружений победу снова одержит Запад, по той же самой причине — экономическому превосходству (правда, на это раз европейцы заплатят больше)…

China Daily (Китай):

Остается надеяться, что угроза президента Соединенных Штатов Дональда Трампа о выходе из Договора о РСМД направлена только на привлечение голосов на промежуточных выборах или на получение каких-то уступок со стороны России. Если он на самом деле разрушит этот исторический договор, то тем самым (он) уберет один из краеугольных камней, на котором держится весь режим безопасности после Холодной войны и по-настоящему откроет ящик Пандоры…

CNN (США):

Решение Трампа будет скорее всего иметь куда большее влияние на то, что имеет отношение к Китаю и другим азиатским государствам, чем на Россию и Европу… Китай, вполне возможно, уже обогнал Японию, став самой мощной военно-морской и военно-воздушной державой Азии и быстро продвигается к паритету с американскими силами, там, где это касается непосредственной периферии КНР…

…Китай использует свои быстро развивающиеся и всё более смертоносные ракеты наземного базирования для того, чтобы отпугнуть американцев и союзников от контратаки, если вдруг Народно-освободительная армия Китая решит напасть на Тайвань или поддержать претензии Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

Китай заявил, что для США «неправильно» упоминать соперничество с Китаем в качестве одной из причин для выхода из договора и предупредил, что такое решение может нанести удар по глобальной стратегической стабильности. Но куда правдивее то, что решение Трампа бросает их в дрожь, ведь это новая демонстрация того, что Америка больше не будет сражаться одной рукой.

The Times (Великобритания):

Десять лет назад американская разведка впервые начала подозревать Москву в разработке крылатых ракет наземного базирования, нарушающих Договор о РСМД… В прошлом году США заявили, что речь идет о ракете «Новатор» 9M729… Администрация Трампа изучила соглашение с намерением его отменить на том основании, что, если Россия продолжит размещение «Новатора», у США и Европы не будет соответствующего оружия сдерживания…

Проблема для США заключается в том, что европейские члены НАТО не захотят возвращаться в те времена, когда Договора о РСМД еще не существовало и когда наземные баллистические и крылатые ракеты были развернуты в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Италии и Германии.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG