Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Итак, 2018 год отсчитывает последние дни. Как уже стало известно на этот момент, первое заседание армянского парламента нового созыва состоится 14 января 2019 года. Это не значит, что политическая жизнь в Армении замерла. Идет работа по определению состава правительства и парламентских комиссий. Спустя 27 лет после восстановления независимости Армения, несмотря на мирный характер свершившейся революции, стоит перед очень серьезными вызовами.

Во-первых, прежние власти страны, к которым я отношу и первого президента Левона Тер-Петросяна, сделали, мягко говоря, слишком много ошибок. Исправлять их – неизбежное, но крайнее трудное дело. Даже если клонировать Никола Пашиняна и поставить его на каждое отдельное ведомство и каждую региональную администрацию, вряд ли ему хватит пятилетней каденции, чтобы решить хотя бы часть проблем. Жилищное строительство, транспортная и коммунальная инфраструктура, зарплаты и социальные выплаты, образование и здравоохранение, туризм и культура, внешняя политика – всё в запущенном состоянии.

Вот только один пример, ярко характеризующий сущность прежнего режима: в 2007 году Иран и Армения совместно построили газопровод для создания альтернативной ветки, питающей Армению топливом. Но под давлением России тогдашний президент Кочарян обманул иранскую сторону и согласился на требование «Газпрома» уменьшить диаметр газопровода с 150 см до 70 см. В результате объем поступающего газа стал использоваться только для переработки в электроэнергию с ее дальнейшей отправкой обратно в Иран, а альтернативный газ так и не появился. Затем, оставив президентский пост, Кочарян получил в награду от России пост в Совете директоров компании «АФК Система». И таких примеров масса, и речь не только об отношениях с Россией.

«Компрадорская буржуазия» - так в советской и нередко в современной научной литературе называют национальную элиту преимущественно третьего мира и стран переходного периода, которая в обмен на политические и финансовые преференции от зарубежных олигархов или политиков шла на предательство национальных интересов. И грандиозный провал Республиканской партии Армении на выборах 9 декабря – лучшее объяснение того, почему этот режим не имел права оставаться в политической жизни страны.

Однако он остался в прошлом – я надеюсь, навсегда. Теперь надо думать, как вытаскивать Армению из ямы. Проблем не просто много – и загвоздка отнюдь не в количестве. Во-первых, это проблемы разного уровня. Начиная от усталости, или неготовности, или нежелания определенной части населения что-либо менять в себе и в стране. Пожалуй, это всё-таки основная, фундаментальная проблема – не все люди понимают, что перемены надо начинать с себя. Хочешь побороть коррупцию – не давай «на лапу». Хочешь чистых улиц – сделай три лишних шага и выбрось мусор в контейнер. Хочешь публичного обсуждения и решения проблем – не молчи и не бубни под нос у себя на кухне. Собственно, армянская революция и началась с того, что люди перестали молчать и высыпали на улицы. Теперь эту позитивную энергию надо обратить на себя, на окружающих, на страну.

Во-вторых, это проблемы разного масштаба, которые, в общем-то, типичны для всех постсоветских стран. Ямы на дорогах или зловонные подъезды по остроте негативного воздействия ничем не уступают маленьким зарплатам, тем более что эти проблемы зачастую имеют взаимосвязь. В-третьих, это никуда не исчезнувшие проблемы региональной безопасности и международной политики Армении, которые при прежней власти, мягко говоря, не получали должного внимания.

Наверное, самым оскорбительным для Армении было отношение не Турции или Азербайджана – с этим как раз давно всё известно, а формальных «союзников» по ОДКБ и ЕАЭС, особенно Беларуси и Казахстана. Напомню, что в первый же день Апрельской войны 2016 года Минск и Астана открыто поддержали Баку. И что сделал или сказал Серж Саргсян? Ничего. Сегодня эта проблема не исчезла: Минск воспользовался внутриполитическими процессами в Армении, а именно: арестом генсека ОДКБ Юрия Хачатурова. Лукашенко заявил, что Армения «не справляется» и потому необходимо передать председательство следующей по алфавиту стране, то есть Беларуси. Но не тут-то было – из Еревана ответили, что не примут кандидатуру Минска, потому что Армения вправе быть председателем до 1 января 2021 года.

Неожиданно, правда? Но это лишь один эпизод одного направления работы, а их десятки, если не сотни! И это я еще не упоминаю карабахский вопрос – там нужен отдельный большой материал. А ведь есть еще глобальная для Армении проблема привлечения инвестиций. Для страны, у которой две границы из четырех наглухо закрыты, южный сосед Иран висит на волоске, а северный сосед Грузия не всегда поступает по-соседски, это вопрос выживания, а не только развития.

При прежней власти ставка делалась на богатую диаспору, которая, мол, придет, денежки оставит и уйдет восвояси, а мы тут сами разберемся и не забудем ритуальные славословия о великой роли зарубежных армян. И на этом всё заканчивалось. Деньги уходили в песок, страна не развивалась, и от нее отворачивались свои же армяне. В этом смысле доверие диаспоры к Пашиняну намного выше, но и скептицизм никуда не делся. В общем, куда ни кинь, всюду клин.

Правда, есть и обнадеживающие новости. Например, один из богатейших армян Рубен Варданян, который поначалу не нашел общего языка с Пашиняном, сейчас заявил, что премьеру надо помочь, иначе его неудача будет катастрофой для армянского народа. «…Стране нужны модернизация и реформы почти во всех сферах. То есть это сложная работа. Сможет ли он с ней справиться – в этом вопрос... Мы должны все помочь Пашиняну, потому что для армянского народа будет настоящей катастрофой, если он потерпит неудачу… Я думаю, он станет правильным консолидирующим фактором, который объединит вокруг себя профессионалов. Я думаю, у нас есть шанс», - сказал Рубен Варданян в интервью «Немецкой волне» (цитата по агентству News.am).

Я очень надеюсь, что общий язык с Пашиняном найдет и самый богатый армянин мира Самвел Карапетян, которому отказали в некоторых инвестиционных проектах после революции. Личная неприязнь – возможно, существенный фактор, но он не должен мешать серьезным делам, особенно в такие переломные времена.

Словом, в Армении всё только начинается. Николу Пашиняну не позавидуешь. А самое главное, у Армении сейчас момент истины – если у ее молодого премьера и мудрого президента ничего не получится, второго такого шанса не будет…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

Читайте также:

«Лицом в асфальт», или Дилемма Пашиняна

100 дней Пашиняна: новая реальность, новые ожидания

Будни и праздники постреволюционной Армении. Казус Кочаряна / Казус Хачатурова

Сеанс геополитических шахмат. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3 / Часть 4

Большинство армянских наблюдателей, в том числе лояльных новой власти, приходят к двум основополагающим выводам относительно политического будущего правительства Пашиняна, да и Армении в целом. Во-первых, есть единодушное мнение о том, что кредит доверия «улицы», то есть широких народных масс, отнюдь не бесконечен. Во-вторых, этот кредит может растаять даже быстрее, чем можно себе представить, если правительство приступит к болезненным реформам, но при этом ничего не добьется. А эти реформы в любом случае будут, ибо невозможно, не запачкавшись, очистить Авгиевы конюшни, в которые превратила Армению олигархическая власть.

В-третьих, в стране есть высочайший запрос на перемены, и если Пашинян приступит к ним немедленно, то хотя бы на уровне человеческого восприятия изменения действительно будут, а уж микроэкономика с макроэкономикой скажут свое слово позже. Одним словом, реформы надо начинать уже вчера и практически везде, потому что иначе деструктивные процессы не только не прекратятся, но и усугубятся. Коррупция, теневая экономика и монополия окончательно задушат народное хозяйство, а продолжающаяся эвакуация населения (словом «эмиграция» это уже нельзя назвать) превратит Армению в пустынный край чиновников и пенсионеров.

Я более чем уверен, что Никол Пашинян знает, какие мнения существуют в стране. Более того, он прекрасно понимает, что, если его обещания не будут выполнены или выполнятся не так, как задумано, народный гнев вспыхнет так же ярко, как в апреле, и сметет его так же стремительно, как был сметен режим Республиканской партии. Во всяком случае, я постоянно получаю информацию из Армении и знаю разные мнения, которые сходятся в одной точке: радость от революции может очень быстро смениться еще более сильным разочарованием, и тогда…

«Сейчас Никол Пашинян – заложник своей огромной популярности и завышенных ожиданий. Толпа, для которой он кумир, пока что стеной ограждает его от врагов из «Армении прошлого». Но если проект «Армении будущего», где не будет коррупции, но будет средний класс и хорошие отношения и с Россией, и с Западом, провалится, ему несдобровать. Толпа расступится и отдаст его на съедение тиграм из старой элиты, которые как раз успеют собраться с силами», - верно подмечает российский политолог Кирилл Кривошеев и его армянский коллега Айк Халатян на сайте Московского центра Карнеги.

«И во время предвыборной кампании, и в дни «бархатной» революции Пашинян раздал слишком много щедрых обещаний. Однако стране для обеспечения экономического роста необходимы болезненные реформы… И лишь время покажет, готов ли лидер революции, который известен своей любовью к популистским заявлениям, пойти на непопулярные шаги или предпочтёт, как и его предшественники, консервировать проблемы, откладывая их решение», - пишет российское издание The Insider Russia.

Армянский политолог Армен Григорян предсказывает принятие непопулярных реформ, которые снизят уровень поддержки нового правительства «из-за снижения объема трансфертов, всё еще остающихся главным источником дохода, в связи с экономическим спадом в России, обусловленным снижением стоимости нефти и грядущими новыми санкциями».

«Правительство также должно четко определить подход в отношении внешней политики, в том числе по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и внутренней политики, в том числе административной и судебной реформ, экономической политики и мер, направленных на снижение уровня бедности, реформы системы образования и т.д. Постреволюционная эйфория будет постепенно ослабевать, и важно не упустить момент для проведения реформ», - справедливо отмечает автор в статье на сайте газеты «Аравот» («Утро»).

Еще одна существенная проблема новой власти – весьма серьезный кадровый дефицит в виде отсутствия опытных управленцев. Правда, на должность министра иностранных дел еще в мае был назначен кадровый дипломат Зограб Мнацаканян, бывший полпред Армении в Совете Европы и ООН, стоявший у истоков армянского внешнеполитического ведомства. А на пост министра обороны был назначен выпускник американского Института Флетчера и бывший заместитель министра обороны, бывший министр по чрезвычайным ситуациям Давид Тоноян, который состоит в правительстве со времен Сержа Саргсяна. Я специально это уточняю, чтобы «майдановеды» вдруг не решили, что Никол Пашинян наводнил правительство «ставленниками Запада» - они, если что, появились еще при «пророссийской» власти.

Успехи правительства Пашиняна пока достаточно скромны, но какое-то движение есть. Например, новая власть катком прошлась по приближенным к бывшей власти олигархам и чиновникам, заставив некоторых из них вернуть государству деньги или незаконно нажитое имущество. Это, конечно, паллиативные меры, но поверьте мне – уровень ненависти к этим деятелям так высок, что даже одна нечестно заработанная и публично возвращенная в казну машина стала бы подарком.

А уж история «Генерала Тушенки» Манвела Григоряна поразила даже привыкшее к коррупции армянское общество: оказалось, что руководитель союза офицеров, воевавших в начале 90х годов за Карабах, присваивал себе питание и даже туалетную бумагу, которую люди собирали и отправляли солдатам во время Апрельской войны 2016 года. Облетевшие всю страну оперативные видеокадры из подвала дома Григоряна, где были складированы банки тушенки и – самое ужасное! – трогательные письма солдатам, которые слали им школьники, вызвали такой сильный шок, что никто не поручился бы за физическую безопасность генерала Григоряна, попадись он людям в руки.

Из тех, кто раскошелился, можно назвать брата Сержа Саргсяна – Александра, которого в народе презрительно называли «Сашик». Он выразил готовность вернуть стране 30 млн. долларов. Бывший глава таможни Армен Аветисян «добровольно» вернет роскошный отель Golden Palace, который он построил на свои «кровные» в курортном городе Цахкадзор. Тот же генерал Григорян вернет недвижимость на 10 млн. долларов. Капля в море, конечно. Но народ на данном этапе одобряет.

Окончание следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG