Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

«Ни в чем себе не отказывайте». Ощущение, что именно под таким лозунгом американцы принялись с утроенной энергией выдавать на-гора санкции против Ирана. «Новизна» нынешней волны, начатой 24 июня, заключается в том, что впервые ограничительные меры вводятся против духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменени и его окружения. Кроме того, США пытаются отрезать Иран от мировой финансовой системы, что может нанести непоправимый ущерб без того чахнущей экономике Исламской Республики.

В понедельник президент США Дональд Трамп подписал указ, согласно которому рахбар Хаменеи и восемь высокопоставленных военных Корпуса стражей исламской революции лишаются доступа к финансовым ресурсам, которые использовались для «враждебных действий режима».

Как пишет издание «Финансы» со ссылкой на Reuters, цель санкций – отрезать иранское руководство от финансовой и банковской системы США: любые активы и сделки, в том числе через долларовые корреспондентские счета, блокируются, а лица, нарушившие санкционный режим, сами попадают под вторичные санкции. В Вашингтоне отмечают, что введение санкций должно послужить «сигналом для чиновников на всех уровнях КСИР и иранского режима в целом» о том, что США продолжат давление на «тех, кто экспортирует насилие и терроризм».

Кроме того, Трамп дал понять, что у США есть две «красные линии»: ядерная программа Ирана и его поддержка террористов по всему миру, пишет газета «Коммерсант». «Мы продолжим наращивать давление на Иран, пока режим не откажется от своей опасной активности и целей, включая попытки получить ядерное оружие, увеличить объемы обогащенного урана, разрабатывать баллистические ракеты, участвовать в террористической деятельности и поддерживать, разжигать конфликты за рубежом и совершать враждебные акты против США и их союзников», - сказал Трамп еще до инцидента с беспилотником.

Сразу после появления нового указа Трампа президент Ирана Хасан Рухани обвинил США в том, что они «закрывают путь дипломатии и лгут о своем намерении вести переговоры. «Вы призываете к переговорам и одновременно вводите санкции против министра иностранных дел! Очевидно, что вы лжете», - цитирует иранского президента Международное французское радио. Кроме того, Рухани сказал, что Белый дом «поражен умственной отсталостью».

Ему вторит официальный представитель иранского МИД Аббас Мусави, заявивший, что санкции США закрывают путь дипломатии. «Бесполезные санкции США против верховного лидера, а также командующих навечно закрывают путь дипломатии с доведенным до крайности правительством США», - цитирует РИА Новости заявление Мусави. Он добавил, что «администрация Трампа уничтожает все принятые международные механизмы, позволяющие сохранить мир и безопасность в мире».

Между тем, слова об «умственно отсталых» не остались незамеченными в Вашингтоне. Трамп в своем Твиттере написал, что власти Ирана понимают только язык силы. «Сделанное сегодня очень невежественное и оскорбительное заявление Ирана только показывает, что они не понимают реальности. Любая атака Ирана на что-либо американское приведет к встрече с великой, превосходящей силой. В некоторых областях подавление будет означать уничтожение», - цитирует президента США агентство РБК.

Хозяин Белого дома напомнил, что США, «безусловно, самая мощная военная сила в мире», так как на военные цели в последние два года Вашингтон потратил 1,5 трлн. долларов, а «прекрасные люди Ирана страдают совсем без причин», в то время как их правители «тратят все свои деньги на террор».

Ранее советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон, один из них наиболее убежденных сторонников применения силы против Ирана, заявил, что Тегеран мог бы «войти в открытую дверь» и сесть за стол переговоров с Вашингтоном. Как сообщает Русская служба ВВС, Болтон предупредил, что все возможные варианты ответа рассматриваются в случае, если Тегеран выполнит свою угрозу превысить лимиты на производство обогащенного урана, заложенные в договор 2015 года.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Повторные выборы на должность мэра Стамбула прошли. По данным ЦИК, кандидат от оппозиционной Республиканской Народной партии Экрем Имамоглу почти на 10% обошел своего соперника от правящей Партии справедливости и развития, бывшего премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма: соответственно, 54,2% и 45%. Явка составила 84,5%.

Главный вдохновитель повторного голосования, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже признал поражение своего ставленника и поздравил жителей города на Босфоре с «проявлением народной воли». «Я желаю, чтобы результаты выборов мэра Стамбула принесли благо. Народная воля еще раз проявилась сегодня. Поздравляю Экрема Имамоглу, который, по предварительным данным, выиграл выборы», - написал в Twitter президент Турции еще до оглашения официальных итогов, сообщает «Регнум».

Сам Имамоглу, когда его победа стала очевидной, сказал: «Это новая страница истории, новое начало для Стамбула. Вся Турция одержала победу и вскоре, поверьте мне, все это почувствуют», - цитирует политика Radio France Internationale. Секрет успеха оппозиционного политика немного раскрывает газета «Коммерсант» в обзорном материале с места событий. В частности, избиратели отмечают «универсальность» нового мэра.

А еще важную роль, как и предсказывали эксперты, сыграл курдский фактор. Представителей этого народа очень много в Стамбуле, однако Йылдырым решил, что путь в мэрию города лежит через Диярбакыр (Тигранакерт) и отправился туда, на юго-восток Турции, и даже произнес слово «Курдистан», что для власти абсолютное табу. Но и это не помогло. Стамбульские курды, опрошенные корреспондентом «Ъ», признались в том, что ненавидят Эрдогана и всё его окружение. Зато Экремоглу, по их мнению, сплачивает народ.

«Я думаю, что Эрдоган устроил перевыборы только для того, чтобы успеть скрыть коррупционные схемы», - сказал «Коммерсанту» наблюдатель от прокурдской Демократической партии народов Хайджан Динк, племянник редактора армянской газеты «Агос» Гранта Динка, убитого в Стамбуле в 2007 году. Он отметил, что Партия Эрдогана годами управляла мегаполисом, и никто их не контролировал, а Имамоглу в первые же дни своего правления поднял эту тему.

В свою очередь, турецкий политолог Мурат Еткин считает, что победа Имамоглу говорит если не о «приближающемся конце эпохи Эрдогана», то об «остановке роста его политического влияния». «Думаю, Эрдоган примет очень жесткие меры внутри партии, несколько голов полетят. В любом случае, он будет считать это не своей ошибкой, а ошибкой кого-то другого», - сказал эксперт «Ъ».

Западная пресса так и назвала голосование 23 июня «самым значительным провалом ПСР на выборах» с момента ее прихода к власти в ноябре 2002 года. Напомню, что на очередных всеобщих местных выборах 31 марта партия Эрдогана потеряла контроль над всеми крупнейшими городами страны, кроме Бурсы. Нынешняя потеря еще более неприятна для Эрдогана тем, что отрыв между кандидатами увеличился с символических 13 тыс. голосов до 800 тыс. То есть жители Стамбула показали, что волюнтаристская отмена итогов голосования под давлением власти – это то, с чем они, мягко говоря, не могут согласиться.

Избирателей явно не устраивает разделяющая риторика Эрдогана. Как сказал его бывший спичрайтер Айдын Унал, выражения типа «он лжет, он оскорбляет, шарлатан», которые Партия справедливости и развития применяла в адрес кандидата-соперника, пошли на пользу оппозиции во время предвыборной кампании. Унал отмечает, что «существует потребность в скромном, искреннем, эмоциональном, вселяющем надежду языке, который бы обратился к сердцам обиженных и оскорбленных людей». И еще нельзя злиться, пишет «Регнум».

И вновь обратимся к российскому блогеру Анатолию Несмияну, который всегда внимательно отслеживает ситуацию на Ближнем Востоке и в Турции в том числе. Он полагает, что эти выборы показали предел возможностей Эрдогана. Подмечена также интересная деталь: стамбульский район Фатих, который с 1989 году голосовал только за исламистов, сейчас отдал предпочтение кандидату от светской кемалистской Республиканской Народной партии. «По сути, налицо классическое протестное голосование, когда люди в ответ на грубое давление мобилизовались против него», - констатирует Эль-Мюрид.

Ну, и чтобы читателям стало предельно ясно, почему избиратели в Стамбуле, экономической столице Турции, недовольны Эрдоганом, приведу одну новость. Не далее как 17 июня международное рейтинговое агентство Moody's понизило кредитный рейтинг Турции с «Baa3» до «мусорного» уровня «B1». Прогноз по рейтингу остался «негативным», сообщает издание The Insider Russia. Проще говоря, турецкая экономика «болеет», и население это чувствует на своей шкуре. А тут еще намечается газовое противостояние с Европейским Союзом и «традиционная» проблема вокруг российских ракетных комплексов С-400. Но об этом в следующий раз.

Часть 1

Часть 2

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG