30 октября Эльвира Набиуллина выступила в Госдуме. Глава Центробанка РФ представила доклад о денежно-кредитной политике на следующие три года и рассказала о состоянии экономики. На прошлой неделе уже во второй раз была снижена ключевая ставка до 16,50%. Набиуллина допустила снижение ставки и в следующем году.
На заседании попытались разобраться, кто виноват в проблемах. Депутат Макаров обвинял власть за неправильную раздачу льгот, а бизнес за неправильное распоряжение субсидиями. Спикер Госдумы Володин обвинял регионы в том, что те не держат цены на жильё.
В Госдуме считают, что нужно повышать производительность труда. Депутаты требуют производить больше станков, заменить мигрантов на роботов или просто усерднее работать. Набиуллина считает, что важно оптимизировать производство и развивать конкуренцию. Как это делать в условиях разваливающейся экономики, она не объяснила.
Можно ли решить проблемы российской экономики, если депутаты не называют реальную причину – войну? Обсудим с экономистом Игорем Липсицем.
Как чиновники ищут, кто отвечает за инфляцию и прочие беды в экономике, и какие решения предлагают. Об итогах визита Эльвиры Набиуллиной в Государственную Думу, её прогнозах и реакции депутатов – в нашем сюжете:
Справедливы ли претензии депутатов к банкам, льготам, неуспешным отраслям экономики и прочим её акторам? Цены выросли, а с ними и инфляция, потому что работодатели тратили кредиты на зарплаты сотрудников: это справедливое обвинение? Отвечает доктор экономических наук Игорь Липсиц:
– Не очень. Экономисты смотрят на другой показатель: какую долю оплата труда составляет в валовом продукте страны. В России это величина очень маленькая, значительно меньше, чем в других странах, и обычная точка зрения российских экономистов, что Россия не доплачивает работникам, очень маленькая оплата. Из-за этого люди работают плохо, потому что есть обратная логика: малооплачиваемый работник имеет низкую производительность труда. И это ситуация ещё более интересная. Когда работник дешёвый, то нет смысла заменять его машиной, невыгодно: машина дорогая, работник дешёвый.
Нет смысла осуществлять технический прогресс
Когда низкая заработная плата, нет никакого смысла осуществлять технический прогресс. И по сей день в России работник такой дешёвый, что заменять его машиной и считать какую-нибудь роботизацию, нет смысла, заставить людей работать вручную будет значительно выгоднее. Поэтому в России при дешёвой рабочей силе останавливается рост производительности труда. В экономике всё сложнее, чем представляется депутатам.
Один из депутатов называет девелоперов и банки “финансовыми спекулянтами”. По его словам, они подняли цены на жильё, от чего выросла инфляция. Это верно?
– В какой-то степени это так. Но надо вспоминать, почему это было запущено. История началась в двадцатом году, когда был ковид, и большие опасения, что рухнет строительный комплекс. Это очень большая часть экономики России и большая часть занятости. Нужно было как-то поддержать строительство, чтобы оно не рухнуло во время ковида, и придумали льготную ипотеку. Не потому, что кто-то решил так поиграть, но сделали, как сделали, чтобы строительство не умерло.
Картина тут тяжёлая
Но привело это к нехорошим результатам: вместо того, чтобы строить много и дёшево, стали строить много, но очень дорого, сильно выросла стоимость жилья, и это действительно побочное следствие льготной ипотеки. Даже ЦБ даёт такую картинку, что стоимость метров квадратных в этих новых квартирах где-то процентов на 56-60 выше, чем во вторичном жилье. То есть, конечно, это спекулятивная была игра. Не знаю, как её надо было останавливать, вероятно, раньше. Льготную ипотеку остановили с прошлого года, осталась только льготная семейная ипотека, её тоже пытаются сократить. Но в итоге нарастают проблемы в строительном комплексе, а за строительным комплексом – банки, которые это кредитовали. Так что тут картина тяжёлая. Строить было нужно, но была запущена программа, не очень хорошо продуманная. Это Россия, здесь хорошо продуманного не бывает.
Центр макроэкономического анализа и прогнозирования отмечает, что почти до 3 млн семей снизилось число россиян, которые могут себе позволить обновить квартиру, это уровень 2016 года, и если люди захотят покупать квартиры, то маленькие. Володин, председатель Госдумы, обвинял региональных чиновников в том, что те не уследили за ценами на жильё и за тарифами ЖКХ. Могли ли чиновники на что-то повлиять?
– Не особенно. Но если хочешь контролировать всё на жильё, тогда вводи государственное регулирование, будет точно задана сметная стоимость строительства, цена реализации квартиры, но это будет государственное ценообразование, государственная экономика. А была попытка управлять экономикой рыночными методами. Но плохо получилось. Почему строители взвинчивают цену жилья?
Взятки нужно покрыть
Потому что люди пытаются вложить деньги, боясь, что они обесценятся. Кроме того, надо понимать, что в стоимости жилья в России большая доля – взятки чиновникам за разрешение построить дом. Эти взятки нужно покрыть, поэтому строитель включает всю сумму взяток, которые выдали, за получение площадки, за подключение к воде, к электросетям, к канализации. По-другому это в России не происходит. Существует налог на строительство, который берут чиновники местные, и он реально входит в стоимость жилья. Из-за этого снижать его тяжело. Для этого надо бороться с чиновничьим произволом, с коррупцией, но это не та тема, которая всерьез обсуждается.
Депутат Кумин предлагал замораживать тарифы. Это тоже из серии государственного урегулирования цен?
– Конечно, и это обычно приводит к беде. Российские ритейлеры по этому поводу выступили, у них эта тема звучит давно. Уже сегодня в России немалая доля товаров, которые продаются в продовольственных магазинах, имеет то или иное регулирование цен. В общем, тотально свободного рыночного самообразования в России давно нет, регулируют сильные ритейлеры. Иначе, как они говорят, если нас хотят зарегулировать по ценам ещё больше, кончится тем, что в магазинах будут пустые полки, потому что мы не сможем покупать, не сможем работать с пищевиками.
Это история Советского Союза
Они не будут поставлять продукты по ценам, которые мы будем требовать от них, чтобы вписаться в те розничные цены, которые вы требуете от нас. И тогда пищевики будут сокращать производство, магазины будут пустые. Цены будут регулированные, заниженные, как в Советском Союзе, но и полки будут пустые, как в Советском Союзе. Всё это проходили, вся эта история с регулированием цен, а потом появлением тотального дефицита – это история Советского Союза. Но так приятно думать, что ты можешь порегулировать цены. Знаете, есть такая фраза, которую сказала одна из дам, которая была заместителем председателя Государственной Думы. Она сказала, что цены - это настолько важная вещь, что нельзя допускать, чтобы этим занимался рынок.
Володин также объяснял, как спасти экономику: органы власти должны сделать всё, чтобы росла производительность труда, снизилась себестоимость продукции, повышалась эффективность бюджетного рубля, снижалась инфляция. Набиуллина отвечала депутатам, что для успеха рост производительности должен обгонять среднемировые темпы, это 2,7%. В России этот показатель в последние 2 года не превышает 1,5%, но к тридцатому году производительность труда должна вырасти на 22%.
– Обещать много можно. Чиновники, включая президента, постоянно обещают какие-то золотые горы. Ничего из этого не сбывается. У России темп роста производительности всегда был низкий и остаётся, в среднем где-то 1,5%, не более. Россия, как отставала кардинально от развитых стран по производству труда, так и отстаёт. Причём даже не только в денежном измерении, но и в натуральном. Например, сколько квадратных метров жилья за месяц строят строительный рабочий в России или в США? Сколько клиентов обслуживает за час сотрудник российского банка и американского? Россия жёстко проигрывает даже по этим показателям, по разным причинам. И люди не очень квалифицированные, и не очень хорошие менеджеры. Рост производительности труда – это национальная мечта, которая никогда в России не сбывается.
За год Сбербанк сократил 13.000 сотрудников. Официальное объяснение – оптимизация и внедрение искусственного интеллекта. Глава фракции “Новые люди”, экс-кандидат в президенты Владислав Даванков говорит, что человеческий труд можно заменить роботами, потому что “если 20 мигрантов будут работать, никакой новый станок тебе не нужен”, и далее утверждает, что надо “сделать так, чтобы нелегальных мигрантов в России было меньше”. Депутат следует за антимигрантским трендом, или в России есть технологии и ресурс на подобную замену?
– Нет смысла менять дешёвого работника на дорогого робота. Чтобы менять человека роботом, нужно, чтобы человек делал то, что можно и выгодно переложить на робота. Вопрос: Россия – это страна каких массовых профессий? Данные статистики есть, можно легко проверить. Основные рабочие места в России принадлежат кассирам в супермаркетах, водителям, дальше педагоги и охранники. Какая тут роботизация? Россия – страна, производящая отсталую продукцию, технологически убогая, поэтому роботизация не окупится. Теперь давайте о том, куда везут мигрантов. С одной стороны, люди из органов власти в России говорят: "Надо прекратить завоз иностранных мигрантов, ограничить". А другие рапортуют, что хорошо наладили завоз трудовых мигрантов из Индии. То есть меньше мигрантов из Центральной Азии, но больше из Индии. Куда их везут работать?
Кто будет копать, роботы?
Не на заводы по производству сложной техники, а на стройки, пытаются устроить в ЖКХ. Российская экономика – это бесконечные стройки, которые непонятно кому продавать, и ЖКХ с достаточно низким уровнем автоматизации, кто-то же должен убирать мусор во дворах, скидывать снег с крыши. Были попытки создать автоматические системы очистки крыш, кончилось ничем, слишком дорого. Кто-то должен копать канавы зимой, когда лопается водопровод. Кто будет копать, роботы? России без мигрантов, которые работают на этих низкооплачиваемых работах, плохо живёт. Были разговоры: "Вот не будет мигрантов, россияне пойдут и будут хорошо зарабатывать". Нет этого. В Москве возникли проблемы с уборкой улиц, с очисткой крыш, некому этим заниматься, когда нет мигрантов. Россия - страна вымирающая, с плохой демографией. Если изгонять мигрантов, которые получали паспорта, рожали детей, дети шли в школы, в университеты и формировали новое поколение россиян, то убывание населения России станет еще быстрее. Роботы не заменят, на роботов нет ни денег, ни доступа к технологиям.
Володин предложил всем сферам экономики брать пример с военной промышленности и лично с Путина: “создано самое современное мощное оружие”. Могут ли другие сферы экономики чему-то поучиться у ВПК?
– Насчёт “Буревестника” и “Посейдона” рассказывают какие-то сказки, но не видим никаких успехов российского космоса. Всё, что касается гражданского космоса, это полный обвал, катастрофа и деградация. Как-то странно выглядят в одной отрасли два таких разных результата. Поэтому сомневаюсь в этих заявленных достижениях. Обвалился военно-промышленный комплекс России во время войны, не продемонстрировал выдающихся результатов. Где знаменитые танки-арматы, которые должны были крушить врагов и оставаться неуязвимыми? Шойгу рассказывал, что российская армия - одна из самых модернизированных в мире. Пришла война, и на танки стали клепать прямо в поле мангалы, чтобы защитить их от дронов.
Война разрушает экономику России
И единственное, что Россия за время войны смогла сделать – нарастить производство дронов за счёт китайских моторов. Других выдающих технических решений мы не наблюдаем. Ну, взяли бомбы авиационные, приделали к ним крылышки и стали эти неуправляемые авиационные бомбы сбрасывать на головы украинцев. Какими достижениями ВПК надо гордиться?
Война разрушает экономику России. Почему? Главная проблема экономики России в том, что она живёт только на доходы от продажи нефти. Всё остальное, военно-промышленный комплекс, строительство и так далее _ это всё отрасли, которые живут только за счёт того, что нефтяники что-то добыли, перекачали, где-то продали, оттуда пришли деньги. Они разбежались по России, появился какой-то денежный спрос, на который работает гражданская экономика. Если деньги за нефть не приходят, в России ничего не зарабатывается. Война сломала главный механизм жизни экономики России – экспорт нефти, причём в самый прибыльный рынок, в Европу. Теперь Россия продаёт только в Китай и в Индию по не очень хорошим ценам, зарабатывает на этом куда меньше. Война разрушила главный двигатель российской экономики, дохода от продажи нефти и газа в Европу. И это уже не лечится, потому что это место заняли США, которые заставили Евросоюз подписать обязательство покупать энергоносители только у США, а не у России. Практически можно сказать, что США оказались выгодоприобретателями от российско-украинской войны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
