Дональд Трамп встретится с Владимиром Путиным, но только если будет прогресс на переговорах по Украине, заявил госсекретарь США Марк Рубио в интервью журналистке Кэтрин Херридж. По словам Рубио, Вашингтон хочет выяснить серьезность намерений Москвы. Марко Рубио утверждет, что в Эр-Рияде США и Россия не обсуждали территориальные вопросы и снятие санкций, опровергая ранее распространенную неподтверждённую информацию.
Министр финансов США Скотт Бессент в интервью Bloomberg Television допустил, что Вашингтон может ослабить санкционное давление в зависимости от готовности Кремля сотрудничать.
Reuters со ссылкой на неназванные источники сообщил, что представители России и США в предшествующие месяцы неофициально встречались в Швейцарии для того, чтобы обсудить войну в Украине.
Одним из предвыборных обещаний Дональда Трампа было скорейшее прекращение войны в Украине. На данный момент единственным очевидным результатом стали резкие высказывания Трампа в адрес президента Украины Владимира Зеленского. Они были вызваны не поворотом в сторону России, а негодованием Трампа по поводу реакции Зеленского на предложенную сделку по полезным ископаемым, утверждают источники Politico.
О взаимоотношениях Трампа с Путиным и Зеленским и о том, как это влияет на приближение мира, в программе "Лицом к событию" говорили юрист Марк Фейгин и журналист Александр Герасимов.
Многие американские сенаторы-республиканцы расходятся с Дональдом Трампом в оценках украинского президента. Так, сенатор Том Тиллис (Северная Каролина) не согласен с характеристикой Зеленского как "диктатора". Сенатор от Луизианы Джон Кеннеди заявил, что именно Владимир Путин начал войну, назвав его "гангстером с чёрным сердцем". Сенатор Роджер Уикер из штата Миссисипи утверждает, что Путин – "военный преступник", который должен закончить жизнь в тюрьме или даже быть казнён, и призывает к участию Украины в мирных переговорах.
Тем не менее, политолог-американист Александра Филипенко считает, что пока рейтинг президента США высокий, сенаторы проголосуют за любое его предложение. Похожий взгляд и у политолога Яна Веселова.
– Говорить можно все что угодно. Но ситуация дойдёт до того, чтобы принимать какие-то решения, и тут позиция может сильно поменяться. Хороший пример – нынешний глава Госдепа Марко Рубио и советник Трампа по нацбезопасности Майкл Уолтц, которые в 2022 году активно поддерживали Украину, не стеснялись в выражениях в отношении России и Владимира Путина. Сейчас они уже не могут позволить себе таких утверждений. На недавней пресс-конференции Уолтца прямо спрашивали: вот вы в 2022-23 годах говорили так – вы считаете так же, или у вас позиция такая же, как у президента? На что он сказал: ну, очевидно, что у меня позиция такая же, как у президента, а то, что я говорил, я говорил в качестве конгрессмена, а не советника президента по национальной безопасности, – отмечает Ян Веселов.
Никто не исходил из того, что Трамп может оказать давление не на Москву, а на Киев
О настроениях в Вашингтоне говорит юрист Марк Фейгин, находящийся в США.
– Минуло только четыре недели с момента инаугурации президента Дональда Трампа. И даже то, что говорил Трамп 20 января, сильно отличается от того, что он говорил на этой неделе. По большей части были радужные ожидания, что он, в отличие от предшествующей администрации, обладает возможностью надавить на Москву, вести себя более жестко и тем самым добиться со ее стороны уступок, которые приведут хотя бы к прекращению огня, а может быть, в перспективе даже к перемирию.
Но никто, мне кажется, не исходил из того, что он может давление-то оказать не на Москву, а на Киев. Ты брал на себя обязательство завершить эту войну в 24 часа, и если этому давлению не поддается более сильная сторона (а Москва точно является таковой), то проще давить на слабую, и ты выдашь результат. А какой ценой он будет достигнут и какие последствия будут, это уже не так важно. Мне кажется, люди пребывали в некоторой иллюзии, что Трамп использует свою силу для завершения войны, но не против интересов Украины. А здесь риторика такая, что возможно всякое: эта риторика не в пользу Украины.
А слышал ли кто-нибудь жесткие критические замечания в адрес Путина со стороны Трампа? В основном это такое дружеское поглаживание, мол, "я даю Путину возможность выйти из этого ужаса, хочу протянуть ему руку, помочь" – вот так это звучит. А про Зеленского: "комик, рейтинг 4%, диктатор". Я не слышал таких эпитетов со стороны Трампа в отношении Путина!
Мы оцениваем политиков по их публичным заявлениям. Ведь именно публичные заявления влияют на политику, на конкретные шаги. И поэтому многие пребывают в некотором недоумении относительно резкости оценок, которые Трамп публично раздает Зеленскому и Украине в целом в его лице, – подчеркивает Марк Фейгин.
Скорее всего, в происходящем сегодня в Белом доме союзники не берутся в расчет
Что касается конкретных шагов: новый министр обороны Пит Хегсет велел Пентагону к 24 февраля подготовить пятилетний план сокращений, то есть урезать бюджет – по 8% в год. Слышатся заявления и об экономии в других сферах. А спикер Палаты представителей Майк Джонсон заявил, что республиканцы в палате не стремятся к принятию нового законопроекта о поддержке Украины.
О том, как Дональд Трамп держит баланс между обещаниями народу сокращать траты и помощью союзникам, рассуждает журналист Александр Герасимов.
– Судя по сложившейся ситуации, довольно сложно сказать, кто на самом деле союзник у Дональда Трампа и у США, которые он представляет. По крайней мере, судя по его риторике, это точно не Украина. Кроме того, господин президент с помощью своего вице-президента довольно отчетливо оттолкнул от себя и Европу тоже. Скорее всего, в том, что происходит сегодня в Белом доме, союзники никак не берутся в расчет. Ставка Трампа, естественно, на своего избирателя, на тот самый "ржавый пояс", которому он обещал счастье во всех его проявлениях. И наезды на Зеленского объясняются желанием Трампа понравиться своему электорату и застолбить ту базу, на которую он мог бы опираться в течение последующих четырех лет своей каденции.
Я абсолютно согласен со многими обозревателями в том, что эта скорость и абсолютно иррациональные действия Трампа объясняются тем, что ему необходимо в самое ближайшее время убедить тех людей, которые за него голосовали, что он всенепременно обеспечит то, что обещал. И относиться к словам Трампа, которые он с пулеметной скоростью выстреливает ежедневно по поводу внешней политики, на мой взгляд, надо, знаете, с ленинским прищуром: мол, ты поговори, а мы посмотрим, что ты сделаешь на самом деле.
Мы же помним прошлую его каденцию, когда он одной рукой снимал шляпу перед Владимиром Путиным, а другой рукой поставлял "джавелины" в Украину и чертовски этим гордился: эти "джавелины" у него присутствовали даже во время предвыборной кампании прошлого года. Поэтому я бы не давал сейчас точных и однозначных оценок, – говорит Александр Герасимов.
Нельзя делать скоротечные выводы по первым шагам
Сегодня в интервью Fox Radio Дональд Трамп заявил, что Владимиру Зеленскому не обязательно участвовать в переговорах по прекращению огня, отметив, что Зеленский проводил встречи в течение трёх лет после начала войны и до сих пор не смог положить конец конфликту. По мнению Трампа, украинский президент плохо справлялся с переговорами.
Александр Герасимов отмечает: у отношений Трампа и Зеленского давние глубокие корни.
– Зеленский же позволил себе еще в 2016 году, во время предвыборной кампании Трампа, язвить над его телевизионным прошлым. Мне, человеку, прожившему всю жизнь на телевидении, понятны амбициозные притязания эфирных персонажей. Скорее всего, происходящее имеет в основе личные отношения. Впрочем, нельзя делать скоротечные выводы по первым шагам, – уверен Александр Герасимов.
В самом ли деле Дональд Трамп давно обижен на Владимира Зеленского? Разобраться в этом поможет история одного политического скандала.