Администрация президента США Дональда Трампа сообщила европейским представителям, что планирует добиться прекращения огня в Украине к Пасхе, пишет Bloomberg. В этом году западная и православная Пасха выпадают на 20 апреля. Ранее о том, что Дональд Трамп и Владимир Путин планируют перемие в апреле, писала и Financial Times.
Однако в понедельник стало известно, что Украина не участвует в российско-американских переговорах в Саудовской Аравии (они должны начаться во вторник), а потому не будет их признавать. Об этом заявил президент Украины Владимир Зеленский. Он отправится в Саудовскую Аравию, но не планирует встречаться там с российскими чиновниками. Зеленский отметил, что Киев никогда не примет решений, касающихся Украины, но принятых Москвой и Вашингтоном без ее участия. Европейских дипломатов на переговорах в Эр-Рияде тоже не будет.
Ранее президент Украины не подписал сделку с США по полезным ископаемым, заявив, что она требует доработки.
Смогут ли Киев и Москва начать переговоры, как разногласия ЕС и США тормозят прекращение огня в Украине, как Кремль и его пропаганда готовят россиян к миру с Украиной - поговорим с политологом Владимиром Фесенко и политиком Дмитрием Гудковым.
Некоторые западные чиновники считают, что перемирие к Пасхе маловероятно: по мнению одного из источников Bloomberg, скорее всего, мирное соглашение между Россией и Украиной может быть подписано в конце года. Европейские страны работают над новым пакетом военной помощи для Киева, но конкретные планы объявят после 23 февраля 2025 года, когда в Германии пройдут внеочередные парламентские выборы.
Ранее президент Украины Владимир Зеленский заявил, что не будет участвовать в переговорах в Саудовской Аравии и не признáет любые договоренности по урегулированию конфликта, достигнутые там без участия Киева. При этом Зеленский подчеркнул, что украинская делегация совершит официальный визит в Саудовскую Аравию, но эта поездка "не имеет никакой связи с теми вещами, которые происходят в Саудовской Аравии на уровне представителей Соединенных Штатов и России".
О перспективах мирных переговоров России и Украины на фоне Мюнхенской конференции по безопасности и других встреч говорит политолог Владимир Фесенко:
Пока что в подходах Соединенных Штатов к переговорам очень много эклектики
– Надо иметь в виду, что встреча в Эр-Рияде касается не переговоров о завершении войны в Украине, а подготовки встречи Трампа и Путина. В рамках этой подготовки, конечно, будет согласовываться повестка дня, будет обсуждаться, например, вопрос об отношении России к главной, ключевой миротворческой идее Трампа о прекращении огня в Украине. Я в последнее время вижу много истерики, что "Украину сдали, Украину продали". Ничего этого не произошло. Идут два параллельных трека переговоров. Один трек с Украиной, в том числе в Мюнхене. Сейчас идёт второй трек – с Россией. Он касается подготовки встречи между Трампом и Путиным. Да, есть иллюзия Трампа по поводу того, что Путин якобы готов к прекращению войны. Но эти иллюзии быстро проходят.
Поэтому ко всей этой ситуации я отношусь более или менее спокойно. Вне всякого сомнения, есть риски того, что Путин будет обрабатывать Трампа, склонять его к миру на российских условиях. Но Украина уже показала американцам, в том числе и в Мюнхене, что ничего не будет подписывать, если это не будет согласовано и разработано вместе с ней. Так что переговорный процесс развивается быстро, но пока это только подготовка к будущим переговорам. Это ещё не сами переговоры о завершении войны. Я процитирую спецпредставителя американского президента Кита Келлога – он сказал, что на данный момент планируется участие в переговорах двух сторон – России и Украины, при посредничестве США.
О Европе речи не идет. Но, как сказал Кит Келлог, США никого не исключают из переговорного процесса, ни Украину, ни Европу. Однако с Европой будут параллельные, отдельные переговоры. Потому что американцы не хотят, чтобы европейцы участвовали в прямых переговорах о завершении войны. Американцы хотят переложить на европейцев вопрос о помощи Украине: чтобы европейцы за свои деньги покупали оружие для Украины, а Америка на этом бы только зарабатывала. США хотят, чтобы европейцы стали гарантами безопасности для Украины, сформировали миротворческий контингент, который бы был размещен на территории Украины. Вот в чем идея американцев. Но если так, то тогда Европа должна быть на переговорах. Раз вы хотите, чтобы европейцы выполняли миротворческие функции по поддержанию мира в Украине, значит они должны быть на переговорах. Поэтому тут есть несостыковки в позиции США. И таких несостыковок достаточно много. Пока что в подходах Соединенных Штатов к переговорам очень много эклектики, – говорит Владимир Фесенко.
В понедельник в Париже обсуждали возможное участие европейских стран в мирном урегулировании военного конфликта России и Украины. Ряд европейских государств готовы отправить в Украину своих военных для поддержания мира в случае заключения договорённостей о прекращении огня. Другие, напротив, исключают своё участие в миротворческой миссии или заявляют, что о ней говорить пока рано. Во встрече принимали участие лидеры Франции, Германии, Италии, Испании, Великобритании, Польши, Дании и Нидерландов. Перед её началом президент Франции Эммануэль Макрон поговорил по телефону с президентом США Дональдом Трампом, о содержании разговора не сообщалось.
О возможности мирных переговоров рассуждает российский оппозиционный политик Дмитрий Гудков:
Я не думаю, что переговоры, о которых заявил Трамп, завершатся каким-то результатом
– Мюнхенская конференция показала, что коллективного Запада больше нет. Дело идет к серьезному расколу между Европой и США, может быть, будет раскол внутри Европы. И непонятно, останется ли Европа единой в своем отношении к той политике, которую будет вести Вашингтон. Поэтому в данном случае неясно, кто кого должен сдерживать. Уже звучат заявления разных политиков в Европе, что нужно сдерживать администрацию Трампа, и в этом, конечно, самая большая сложность. Я, честно говоря, не думаю, что переговоры, о которых заявил Трамп, завершатся каким-то результатом.
Как вы видим, нет никакого мирного плана. Зеленский не будет участвовать в переговорах без Украины, а Европа сейчас обсуждает, сможет ли она продолжать поддерживать Украину без Соединенных Штатов Америки. Почему-то мне кажется, что вся эта попытка Трампа заставить стороны вести переговоры может обернуться каким-то тупиком. У Путина есть деньги, у него много людей, он наступает. С чего бы ему вдруг сейчас прекращать военные действия? Ради чего? Тогда должна быть какая-то огромная сделка между Россией и США, которую Трамп предложить не может. Если Путин откажется от предложения Трампа начать переговоры до каких-либо договоренностей, а он откажется, что будет делать дальше администрация США? Поэтому сейчас мы находимся в режиме серьезной непредсказуемости, – уверен Дмитрий Гудков.