Российская нефтяная компания "Лукойл" готова продать свои зарубежные активы компании Gunvor Group, сообщила пресс-служба "Лукойла". Продажу активов объясняют санкциями, введёнными США против "Лукойла" и "Роснефти" 22 октября этого года из-за продолжающейся российской агрессии в отношении Украины. В середине октября аналогичные меры против российских нефтяных компаний ввела Великобритания.
Gunvor Group Ltd – международная компания по торговле энергетическими товарами, зарегистрированная на Кипре. В 1997 году её основали один из друзей Владимира Путина Геннадий Тимченко и норвежец Турбьерн Тернквист. Gunvor торгует нефтью и нефтепродуктами и владеет активами в России, Турции, Панаме, Бельгии и Германии.
До 2014 года у Геннадия Тимченко было 44% акций компании, но после аннексии Крыма он продал свою долю партнёру и вышел из бизнеса. Ряд СМИ считает, что он контролирует Gunvor до сих пор, но прямых доказательств этого нет. Для совершения сделки компания Gunvor должна получить разрешение Управления по контролю за иностранными активами казначейства США (OFAC), а также ряд лицензий и согласований в других странах.
По мнению ряда экспертов, зарубежные активы "Лукойла" оцениваются в $12–15 млрд, а из-за санкций и скорости сделки их могут продать с дисконтом в 50–70% от рыночной цены. ТАСС сообщает, что стороны достигли соглашения. "Лукойл" обязался не вести переговоры с другими покупателями и подтвердил продажу активов Gunvor. Речь идёт о 100% акций Lukoil International GmbH, зарегистрированной в Австрии.
По словам эксперта нефтегазовой отрасли Бориса Аронштейна, зарубежные активы "Лукойла" включают в себя сеть розничных автозаправочных станций в 19 странах мира, три нефтеперерабатывающих завода в европейских странах (два в Болгарии и Румынии и 45% НПЗ в Нидерландах), добывающие заводы в Казахстане, Узбекистане и Азербайджане. Кроме того, компания работает в Ираке, Камеруне, Нигерии и Гане:
Компания Gunvor в этих активах заинтересована, они им нужны для диверсификации бизнеса
– Компания Gunvor в этих активах заинтересована, они им нужны для диверсификации бизнеса. Они всегда стремились стать не только трейдерной, но и перерабатывающей компанией. Так же как Netflix, который раньше просто присылал по почте CD, а теперь является огромной продюсерской компанией и сам производит фильмы. Gunvor хотел сам поставлять нефть, сам её перерабатывать и сам её продавать уже в виде бензина и других нефтепродуктов. Они очень быстро сделали "Лукойлу" предложение, в чём ряд аналитиков видят какой-то подвох.
Я считаю, что это не так, они просто отреагировали на хорошее рыночное предложение, потому что такие активы продаются нечасто. Они знают компанию "Лукойл", они продавали её нефть на эти же предприятия. Поэтому, как только Управление по контролю за иностранными активами казначейства США выпустило так называемую wind down license – лицензию для постепенного выхода из бизнеса, они за это ухватились. Конечно, они хотят купить это с дисконтом, и я их прекрасно понимаю, – говорит Борис Аронштейн.
Ранее СМИ писали, что бывший совладелец Gunvor Геннадий Тимченко, формально покинувший компанию, продолжает её контролировать. Якобы именно Тимченко занимается поиском трейдеров для продажи российской нефти после введения западных санкций, а связанные с ним люди обслуживали в российских портах более половины танкеров российского "теневого флота".
О том, какова может быть роль Геннадия Тимченко в сделке между Gunvоr и "Лукойлом" и какова главная цель этого соглашения, говорит аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин:
Здесь это произошло мгновенно, вероятно, по одному телефонному звонку
– Никаких доказательств, что эта сделка каким-то образом связана с другом Владимира Путина Геннадием Тимченко, нет. Есть только мнение нефтегазового сообщества, история всех этих отношений и некоторые подозрительные детали. Например, такие сделки готовятся неделями и месяцами, пока юристы всё прорабатывают и оговаривают все детали. Здесь это произошло мгновенно, вероятно, по одному телефонному звонку. Это означает очень близкую связь участников соглашения, дальше, что называется, уже ехать некуда. Это свидетельство того, что дело связано с высокими эшелонами власти в России.
Главная цель сделки – якобы вывести активы "Лукойла" из-под санкций, то есть они теперь формально не будут принадлежать "Лукойлу", а будут принадлежать неподсанкционной компании Gunvоr, которая сейчас формально с Россией никак не связана. А на самом деле мы видим, что если этими активами будет командовать один человек, Турбьерн Тернквист, поскольку у него 100% голосующих акций, который известен своими связями с Кремлем, то не исключено, что он будет действовать в качестве подставного лица. То есть в данном случае он будет действовать и принимать все решения единолично. Эта сделка выгодна господину Торнквисту и тем российским лицам, с которыми он связан, – полагает аналитик Михаил Крутихин.
Основным акционером компании "Лукойл" является миллиардер Вагит Алекперов. В апреле 2022 года он ушёл с поста президента "Лукойла" – после того, как Великобритания ввела против него санкции. О планах продать международные активы "Лукойл" объявил 27 октября этого года. Там отметили, что сделки будут реализовываться в соответствии с лицензией OFAC – Управления по контролю за иностранными активами казначейства США.
Аналитик нефтегазового сектора Борис Аронштейн считает, что сделка по покупке австрийских активов "Лукойла" завершится нескоро:
Уже появляются панические сообщения, что финансовые организации США работают на стороне Путина
– Мне кажется, что здесь надо сделать такую глубокую проверку, которую не будут делать даже финансовые организации США при Дональде Трампе. В ногу они себе стрелять не будут. Если они не увидят никаких доказательств в пользу связи Геннадия Тимченко, "Лукойла" и компании Gunvоr, то они эту сделку скорее всего утвердят. Уже появляются панические сообщения, что финансовые организации США работают на стороне Путина, чтобы "отжать" "Лукойл" от Вагита Алекперова в пользу Геннадия Тимченко. Уже дошло до какой-то истерики. Но согласитесь: не пойман – не вор.
Но вполне вероятно, что сделку не утвердят, потому что будут смотреть на риски. Эта лицензия на постепенное сворачивание коммерческой деятельности как раз и даёт право Управлению по контролю над зарубежными активами рассмотреть все риски. Я, в частности, вижу довольно приличные риски для Болгарии и Румынии. Потому что если раньше один владелец поставлял туда сырую нефть, а другой владелец её перерабатывал, то теперь это будет делать трейдер. А трейдеры – это компании, с которыми всегда очень сложно иметь дело.
Может пострадать энергетическая безопасность Болгарии и Румынии
Потому в этом случае может пострадать энергетическая безопасность Болгарии и Румынии. Так что я думаю, что компанию Gunvor прошерстят довольно серьёзно. Кроме того, имеют значение всевозможные технические вещи. Например, если "Лукойл" находится под санкциями, значит, эти санкции надо на какое-то время "поднять", чтобы компания могла получить деньги в конвертируемой валюте. А банки в России тоже находятся под санкциями, так что я думаю, что сделка до конца года вообще не состоится.
Самый крупный актив этой сделки – иракское месторождение нефти Западная Курна
Цена этой сделки может достигать 10 миллиардов долларов, но купят активы "Лукойла", скорее всего, с дисконтом за 7-8 миллиардов, потому что этого требует срочность. Самый крупный актив этой сделки – иракское месторождение нефти Западная Курна. Иракская нефть очень лёгкая, очень легко добываемая, с себестоимостью буквально 3-4 доллара за баррель. Там огромное количество доказанных запасов, которые извлекаются с прибылью с вероятностью больше 90%. Один этот актив вообще может перевесить все активы в переработке и в ритейле.
Кто его купит, я вообще не представляю, потому что у "Лукойла" долголетние связи с Ираком, с иракским правительством. Кто пойдет сейчас в Ирак и заменит там "Лукойл", непонятно. Что касается того, кто получит выгоду от этой сделки в России, – позволю себе немного конспирологии. Формально "Лукойл" – частная компания. Кроме налоговых поступлений с этой прибыли от продажи активов, Российская Федерация ничего получить не должна. Но мы знаем, что в последние годы "Лукойл" стал квази-частной или квази-государственной компанией.
Из-за санкций там был заменён весь топ-менеджмент. Часть из этих менеджеров падала из окон, с ними что-то происходило. И теперь трудно сказать, как, куда и кому направлены эти денежные потоки. Поэтому я предполагаю, что определенный круг лиц, несмотря на санкции и войну, сильно на этом обогатится. Это люди, которые находятся в энергетическом секторе и в правительстве России, – уверен аналитик нефтегазовой отрасли Борис Аронштейн.