Ссылки для упрощенного доступа

"До него никто не говорил о мире". Аналитики – о миротворчестве Трампа


Дональд Трамп, Владимир Зеленский и Владимир Путин (коллаж)
Дональд Трамп, Владимир Зеленский и Владимир Путин (коллаж)

Приведут ли миротворческие усилия президента США Дональда Трампа к достижению мирного соглашения между Россией и Украиной? Этим вопросом накануне Нового года задается немало американских аналитиков и комментаторов.

Очевидное большинство сомневается в том, что американским посредникам, представителям президента Трампа удастся, не прибегая к решительным методам принуждения, склонить Владимира Путина к миру – до тех пор, пока российский лидер считает, что перевес на его стороне и Россия способна успешно продолжать войну.

Официально не подтвержденный Белым домом американский мирный план, информация о котором появилась в конце ноября, был охарактеризован скептиками как попытка умиротворения агрессора. Но есть заметные голоса, оценивающие миротворческие усилия администрации Трампа как единственный реальный вариант достижения мира.

Историк и политолог Анатоль Ливен пишет в журнале Time, что даже оригинальный мирный план, предусматривавший согласие Украины на "болезненные уступки, не предполагает капитуляцию перед лицом российской агрессии". Его основной аргумент таков: "Если сравнить это с надеждами на полное подчинение Украины, которые питала Россия в начале войны, то такой результат можно назвать относительной победой Украины. Около 80 процентов Украины будет свободной, независимой, хорошо вооруженной страной на уверенном курсе в ряды Европейского союза".

Около 80 процентов Украины будет свободной, независимой, хорошо вооруженной страной

Инициативы Дональда Трампа создали фундамент для достижения мирного соглашения, настаивает Том Грэм, видный американский специалист по России из числа так называемых реалистов, традиционно призывавших уважать интересы Москвы. В статье в журнале Foreign Affairs он признаёт, что Киев не уступит России территории в Донбассе, находящиеся под его контролем, не откажется с легкостью от перспектив членства в НАТО и не согласится сократить свои вооруженные силы до уровня ниже необходимого для обеспечения безопасности.

Однако договоренность между Москвой и Киевом, по мнению Грэма, достижима, если администрация Трампа, с одной стороны, прибегнет к инструментам давления как на Украину и ее европейских союзников, так и на Россию, а с другой – представит Кремлю ясную перспективу нормализации отношений с Соединенными Штатами после окончания войны. "Белый дом должен дать понять Кремлю, что ощутимый прогресс в двусторонних отношениях зависит от того, примет ли Кремль трудные решения необходимые для окончания войны", - пишет Грэм.

Встреча Дональда Трампа с Владимиром Зеленским и европейскими лидерами в Вашингтоне 18 августа 2025 года
Встреча Дональда Трампа с Владимиром Зеленским и европейскими лидерами в Вашингтоне 18 августа 2025 года

Комментатор газеты The New York Sun Конрад Блэк ставит в заслугу Дональду Трампу начало мирного процесса, о котором, по его словам, никто не помышлял до возвращения Трампа в Белый дом в 2025 году. "Никто не заводил разговор о мире в Украине до избрания Дональда Трампа президентом на второй срок. Сначала он вынудил канадцев и европейцев потратить значительные суммы на свою оборону, а затем отделался от собственных изоляционистов, организовав продажу европейцам современного оружия, которое они могут передавать Украине", - перечисляет Блэк достижения Трампа. Следующим логическим шагом, считает он, будет ультиматум Владимиру Путину: если российский лидер не пойдет на серьезные переговоры, Украина получит "Томагавки", которые будут угрожать Москве и Санкт-Петербургу, а вторичные санкции подорвут военную экономику России.

Собеседник Радио Свобода, бывший заместитель госсекретаря США Дэвид Кремер, подчеркивает неожиданное для многих постоянство Дональда Трампа в его попытках дать ход мирному процессу между Россией и Украиной, хотя и сомневается в том, что этот процесс завершится успехом.

– Хорошо, что он пытается положить конец войне. И остаётся вовлечен в этот процесс дольше, чем, я думаю, большинство людей предполагали. Конечно, это серьезный вызов для него прежде всего потому, что Путин не желает её заканчивать, потому что Путин считает, что побеждает, и у него больше решимости добиться победы, чем у Запада решимости помогать Украине. И пока в Кремле такие настроения, то никаких компромиссов, на которые согласятся украинцы, никогда не будет достаточно для российской стороны.

Путин считает, что побеждает, и у него больше решимости добиться победы, чем у Запада решимости помогать Украине

Я считаю, что лучший способ для администрации Трампа помочь положить конец этой войне — это оказать Украине военную помощь, возможно, посредством Европы, как предлагает президент Трамп, и усилить давление на Россию. Признаки готовности Белого дома к этому есть. США ввели санкции против "Роснефти" и "Лукойла". Министр финансов США заявлял о готовности ввести дополнительные санкции. И если по итогам переговоров с Украиной Россия будет оставаться препятствием на пути к миру, возможно, администрация признает, что проблема в России, а не в Украине.

Я думаю, что такая возможность существует. Недавно кто-то упомянул, что одна из сильных сторон Дональда Трампа — его непредсказуемость. Поэтому трудно предсказать, что он сделает. Думаю, есть вероятность, что он будет очень разочарован этим процессом, ведь он потратил много времени, пытаясь положить конец войне. Как это разочарование проявится, никто не знает, – говорит Дэвид Кремер.

По мнению бывшего посла США в Украине Стивена Пайфера, в своих миротворческих усилиях администрация Трампа движется в верном направлении, но ее успеху препятствуют несколько проблем:

– Основная проблема состоит в том, что президент Трамп не сочетает дипломатические усилия с серьезным давлением, которое бы вынудило Москву отнестись к этим переговорам с необходимой серьезностью. Эти инструменты давления существуют, но президент по какой-то причине пока к ним не прибегает, хотя очевидно, что именно российская сторона в данной ситуации гораздо менее склонна идти на уступки, чем украинская. Вторая проблема, если судить со стороны, поскольку мы не знаем обо всех деталях переговоров, состоит в том, что цель Дональда Трампа заключается в достижении урегулирования, по большому счету, на любых условиях. Я не уверен, что его заботит, будет ли это соглашение справедливым и прочным.

Реакция Кремля на американо-украинские и американо-российские консультации, прошедшие в прошлые выходные в Майами, подчеркнула дилемму, перед которой, по мнению собеседников Радио Свобода, оказался президент Трамп. Юрий Ушаков, помощник Владимира Путина, заявил о том, что мирные предложения, о которых шла речь на переговорах в Майами, неприемлемы для Москвы.


Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG