Крупнейший мировой автопроизводитель General Motors оказался на пороге краха. Концерн не доживет в нынешнем виде до Нового года, если срочно не получит от государства 4 миллиарда долларов – к такому выводу пришли экономисты компании.
4 миллиарда – это лишь неотложная помощь. Вкупе General Motors просит у государства 18 миллиардов долларов кредитов для финансирования программы перестройки бизнес-модели, чтобы вернуть гигантскому концерну рентабельность. Всего две недели назад General Motors просил у конгресса на 6 миллиардов меньше.
GM вместе с Ford и Сhrysler 2 декабря представили конгрессменам планы перестройки производства, под которые они просят беспрецедентные кредиты - 38 миллиардов долларов. Их первая попытка добиться кредитов провалилась. Тогда речь шла о 25 миллиардах долларов. Законодатели отчитали глав «большой тройки» за легковесный подход к серьезному вопросу, а пресса не пожалела сарказма, комментируя миссию руководителей разорившихся концернов, прилетевших в Вашингтон с просьбой о спасении на корпоративных самолетах.
Теперь главы трех концернов обещают на ближайший год отказаться от своих зарплат, продать все шесть имеющихся самолетов и приехать на встречу в конгресс на энергосберегающих автомобилях собственного производства.
По мнению профессора Гуверовского института, экономиста Михаила Бернштама, в краткосрочной перспективе в условиях системного кризиса государственное кредитование предприятий автомобильной промышленности, возможно, поможет избавиться от более глубоко кризиса: «Падение таких предприятий по технологической цепочке может привести к тому, что начнут падать крупнейшие американские предприятия. Но существует альтернатива помощи – банкротство. Банкротство не означает закрытие предприятий. Банкротство означает, что предприятия защищены от кредиторов и имеют время для того, чтобы перестроиться и работать более эффективно».
Российское правительство тоже намерено помогать своему автопрому. Однако результаты вероятнее всего будут принципиально иными, чем в США, утверждает Михаил Бернштам: «Те инструменты, которые применяет центральный банк в Америке, в России работать не могут. Российское правительство и Центральный банк находятся сейчас в тупике. В России высокая инфляция, и в России высокие иностранные долги частных предприятий и частных банков. Для того чтобы дать возможность российским предприятиям и банкам расплатиться с долгами, Центральный банк дает им доллары. Продавая доллары, Центральный банк покупает рубли и оттягивает рубли с рынка. Из-за этого денежная масса в России за последние два месяца уменьшилась на 10 процентов. Это катастрофическое депрессивное уменьшение денежной массы. Американское правительство, помогая предприятиям, рискует в будущем создать неэффективность в экономике. Российское правительство, помогая предприятиям, рискует ввергнуть Россию в еще более глубокую рецессию уже сейчас».
Но профессор кафедры мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Никита Ломагин отмечает, что тот же КамАЗ, например — это не просто автопроизводитель, но важнейшее градообразующее предприятие, от работоспособности которого зависит социальная и политическая стабильность в регионе. «На этих предприятиях начались реформы, туда пришел и отечественный, и западный капитал, и процесс [реформ — РС] на полпути бросать не надо», — уверен экономист из СПбГУ.
В середине октября на Волжском автомобильном заводе в Тольятти под председательством вице-премьера России Игоря Сечина прошло представительное совещание по развитию отечественного автопрома. На совещании с чиновниками Кремля российским автопроизводителям пообещали деньги для развития автоиндустрии и банки начали кредитовать автопром. Среди банков, которые приняли приглашение правительства участвовать в кредитовании отечественного автопрома, Сбербанк, Внешторгбанк и Газпромбанк. Ставки кредитования составили 13-16 процентов годовых. В конце ноября Волжский автозавод, по сведениям участников рынка, получил от Внешторгбанка годовой кредит на 4 миллиарда рублей, позже появилась информация об еще одном займе на 3 миллиарда рублей от связанного с ВЭБом банка «Глобэкс». Источник, близкий к менеджменту АвтоВАЗа, подтвердил, что кредиты завод брал под 16 процентов годовых. В пресс-службе Волжского Автозавода эту информацию не комментируют.