Chrysler, Ford и GM пока не удается уговорить конгресс США выделить им второй 25-миллиардный кредит. В успех переговоров не верят даже их сторонники в Вашингтоне. На фоне падающих биржевых индексов и растущей безработицы все чаще говорят о том, что в банкротстве нет ничего постыдного. Даже президенту Линкольну в свое время пришлось пройти через эту процедуру.
После слушаний в сенате руководители Chrysler, Ford и General Motors, приехавшие просить 25 из 700 «спасительных» миллиардов долларов, привели свои аргументы палате представителей. Генеральный директор General Motors Рик Вэгонер заявил комитету по финансам, что последствия краха автоиндустрии волной прокатятся через всю страну. Вэгонер признался, что его компания теряет по 5 миллиардов долларов в месяц, но уклонился от прямого ответа на вопрос о том, когда именно GM останется без денег.
Многие законодатели, как республиканцы, так и демократы, в глаза говорят главам автоконцернов, что банкротство для них было бы наиболее уместным вариантом. Продукция «детройтской тройки» не способна конкурировать с азиатским и европейским импортом, затраты на производство высоки, и выйти на рентабельность даже в перспективе шансов никаких нет. И если руководство американского автопрома видит в банкротстве только сокрушительные последствия, то члены конгресса полны надежд на то, что эта процедура даст отрасли шанс полностью перестроиться и возродиться более сильной и конкурентоспособной.
По мнению профессора экономики университета штата Мэриленд Питера Мориси, который выступал в конгрессе в качестве эксперта на слушаниях, идея лидеров «большой автомобильной тройки» о необходимости получения финансовой помощи от государства нереалистична. Если компании настолько нуждаются в средствах, что готовы согласиться на правительственный контроль своей деятельности в обмен на 25 миллиардов долларов, возникает вопрос, спасет ли их эта сравнительно небольшая сумма? «Без нового трудового контракта, делающего зарплату, льготы и условия работы на детройтских предприятиях сопоставимыми с уровнем иностранных заводов на территории США, без сокращения долгов и обязательств "детройтская автотройка" так и будет отставать от своего времени. Они по-прежнему будут выводить на рынок исчезающее мало востребованных у покупателя моделей, так как не смогут тратить на разработки столько денег, сколько требуется», — предсказывает эксперт. По мнению Питера Мориси, вместо того, чтобы латать дыры, «большой тройке» нужно объявить о банкротстве, что позволит в судебном порядке сократить долги и пересмотреть трудовые контракты. А конгрессу стоило бы подумать о принятии государственной программы по стимулированию производства не только «детройтских», но и японских автомобилей и запчастей, экономичных и современных.
Генеральным директорам General Motors, Ford и Chrysler пришлось выслушать от законодателей немало язвительных комментариев по поводу того, что умолять Вашингтон о помощи они прибыли на персональных реактивных самолетах. Конгрессмен-демократ Гэри Аккерман сравнил такое сочетание с визитом джентльмена во фраке и в цилиндре в бесплатную столовую для бедняков. Его коллега Брэд Шерман спросил, готовы ли руководители разоряющихся автогигантов сейчас же продать свои самолеты и вернуться в Мичиган обычным авиарейсом? Гости ответили молчанием.
Тезис о том, что банкротство — не позор, а способ выхода из отчаянного положения, все чаще звучит на страницах американской прессы и из уст финансовых консультантов. В условиях, когда банкротство нависло и над крупными корпорациями, и над простыми гражданами, комментаторы то и дело напоминают, что через банкротство прошли многие легендарные американцы. Выясняется, что президент Линкольн в молодости пытался организовать крупное торговое предприятие, скупая вместе со своим партнером товары в кредит. Торговый дом вскоре прогорел, и будущий президент на протяжении 15 лет возвращал тысячу долларов долга. Первое предприятие Генри Форда, на котором он обкатывал идею конвейерной сборки автомобилей, разорилось, и лишь после его банкротства появился легендарный концерн, который, кстати, в эти дни рискует повторить путь своего предшественника. В банкротах побывали Уолт Дисней, Милтон Херши, Генри Джон Хейнц, создавшие впоследствии легендарные бизнес-империи. Правда, чтобы «очиститься от долгов банкротством», сегодня надо потерять почти все, включая работу — иначе должнику все равно придется платить.
Уолл-стрит тем временем падает под очередным ударом новостей. За среду и четверг индекс S&P 500 упал почти на 13 процентов, обновив минимумы апреля 1997 года. Поводом для паники стало сообщение статистиков о снижении потребительских цен в октябре на один процент. За удешевлением товаров маячит грозный призрак дефляции, удорожания кредитов, снижения корпоративных доходов и обеднения домовладельцев в результате удешевления недвижимости. Иными словами, затяжной стагнации. Реализма этому сценарию добавили и обнародованные в среду стенограммы последнего заседания управляющих Федеральной резервной системой. На нем была признана опасность затяжного экономического кризиса и высказаны сомнения в том, что снижение кредитной ставки (а недавно ее урезали до одного процента) способно облегчить ситуацию.