Александр Генис : В разгар изнурительной дискуссии об экономике в Конгрессе, законодатели, зайдя в тупик, сняли трубку и позвонили в Небраску – легендарному инвестору Уоррену Баффету. Для многих его авторитет в финансовых вопросах выше, чем у любого министра. Дело, конечно, в его баснословном богатстве. Такие богачи обычно становятся героями и жертвам нашего фольклора. Но, примеряя на себя их жизнь, мы обычно интересуемся тем, как они тратят деньги, а не зарабатывают их. Для Баффета это - самая скучная часть дела. Он получает 100 тысяч в год (жалование приличного программиста) и больше ни в чем не нуждается.
Если пуританские привычки делают Баффета хрестоматийной фигурой, то его прошлое напоминает пародию на слащавые байки из истории американского бизнеса. Тем не менее, он действительно начинал с того, что разносил газеты. В 14 лет, скопив на этой работе 1200 долларов, Баффет выгодно вложил деньги, чем и продолжал заниматься до тех пор, пока не решил переложить обузу своего непомерного богатства на плечи близкого друга Билла Гейтса, с которым постоянно играет в бридж.
Если бы капитализм нуждался в апостолах, то Уоррен Баффет стал бы одним из первых. Он любит делать деньги и хочет этому научить других. На ежегодные собрания вкладчиков его компании приезжают десятки тысячи посторонних, чтобы послушать советы и шутки «оракула из Омахи». Многие приезжие сами стали миллионерами, но газеты все равно называют эти сборища «Вудстоком инвесторов». Не удивительно, что новая биография Уоррена Баффета, попавшая на книжный рынок в разгар экономического кризиса, привлекла всеобщее внимание.
У микрофона – ведущая «Книжного обозрения» «Американского часа» Марина Ефимова.
Alice Schroeder. The Snowball.
Warren Buffett and the Business of Life
Элис Шрёдер.
«Снежный ком. Уоррен Баффет и дело его жизни»
Марина Ефимова: Уоррен Баффет (если кто-нибудь его не знает) – американский инвестор, бизнесмен, финансист (и с недавних пор филантроп) – глава гигантской инвестиционной империи «Беркшир Хэтэвэй». По сведениям журнала «Форбс», Баффет - самый богатый человек в мире. И биографическая книга «Снежный ком», по-моему, очень наглядно объясняет, почему именно Баффет стал этим человеком.
В 1940 году отец повез 10-летнего Уоррена Баффета в Нью-Йорк, где мальчик захотел пойти не в цирк и не в зоосад, а на Уолл-стрит. В помещении Биржи многообещающий ребенок ухитрился узнать одного из тогдашних владельцев крупнейшего инвестиционного банка «Голдман Сакс» и завести с ним беседу. Разговор начался с вопросов, которые мальчик задавал финансисту, а кончилась вопросами, которые финансист задавал этому необыкновенному ребенку. Ребенок был, действительно, необыкновенным:
Диктор: «Он был одержим цифрами и загадочными расчетами. Сидя в церкви города Омаха, штат Небраска (где он родился и вырос) Уоррен подсчитывал продолжительность жизни композиторов – создателей церковных гимнов. В детской больнице, где ему удалили аппендикс, он брал отпечатки пальцев у медсестер, на случай если кто-нибудь из них когда-нибудь совершит преступление. В 6 лет он уже планировал денежные накопления. В четырнадцать он столько заработал доставкой газет, что с него даже взяли налог в размере 7-и долларов (хотя он списал с налогов стоимость своих ручных часов и велосипеда, представив их как расходы на бизнес). В старших классах он уже зарабатывал больше, чем его учителя».
Марина Ефимова: «Я знал, что колледж только замедлит мое движение», - сказал Баффет биографу. Но для порядка он все же поступил в Школу бизнеса университета Пенсильвании. Там, по словам биографа, он был известен «глупыми шутками и неряшливостью, но и тем, что был развит не по годам». Удачи будущего финансиста начались с того, что его не приняли в Гарвард, и он поступил в Колумбийский университет. Там он и нашел своего ментора и вдохновителя в лице профессора Бенджамена Грэма, автора книги «Разумный инвестор». К «разумности» Баффет добавил «нечеловеческую цепкость» - особенно, как утверждает биограф, когда дело касалось «учуивания и вынюхивания недооцененных компаний и фирм». Одна из таких компаний принадлежала отцу девушки, которая нравилась Баффету. И по его собственному признанию, «когда ему не удалось завоевать сердце Сюзан Томпсон, он завоевал сердце ее отца, и добился своего». У них родилось трое детей, которых (теперь уже взрослых) проинтервьюировала биограф Шрёдер:
Диктор: «По их детским воспоминаниям, отец вел себя сдержанно и отчужденно, но был при этом умелым манипулятором. Чаще всего он просто присутствовал в их жизни: по утрам он безучастно и молчаливо сидел за столом в халате, не поднимая глаз от биржевых ведомостей. Семья тоже никак не участвовала в делах, которые он вел. Однажды Сюзан случайно смахнула с рабочего стола мужа сложенные стопкой чеки, бросилась их подбирать и только тогда впервые увидела, какими деньгами ворочает ее муж».
Марина Ефимова: Комментируя книгу «Снежный ком» (в написании которой, кстати сказать, сам Баффет принимал живейшее участие), ее рецензент Джанет Маслин пишет:
Диктор: «Шрёдер, характеризуя поступательный рост капиталов Баффета, начинает каждую историю одним постоянным рефреном: «и тогда он купил то-то...). Тем не менее, книга не лишена обаяния, которое во многом объясняется обилием ярких второстепенных персонажей, как правило, сварливых скряг, с которыми Баффет явно любит сцепляться рогами. Кроме того, история Баффета - это еще и история восхождения по социальной лестнице, несмотря на то, что он не претендует на это и культивирует свою простонародность. Всех, например, удивляла дружба Кэтрин Грэм (изысканной интеллектуалки, владелицы газеты «Вашингтон Пост») с Баффетом, который открыто заявляет, что его идеал женственности – Дэйзи Мэй (вульгарная героиня комикса). Что касается его прочих вкусов, то Шрёдер приводит рассказ приятельницы Баффета, ночевавшей в гостевом флигеле Кэтрин Грэм и изумленной тем, что в ванной висел подлинник Пикассо. На что сам Баффет сказал, что он только заметил и приятно удивился наличию в этой ванной ассортимента бесплатного шампуня».
Марина Ефимова: «Снежный ком» описывает истории и фигуры и других игроков в большой игре: одного из создателей фирмы «Сони» Акио Морита, или Билла Гейтса, в котором Баффет видит родственную душу. Книга полна, разумеется, и историй деловых побед и свершений героя. В частности, там есть рассказ о том, как газета «Омаха Сан» под руководством Баффета вскрыла незаконные финансовые манипуляции в школе « Boys Town », созданной священником отцом Фланаганом. Но завершает всю книгу – виньетка, история, вернувшаяся из детства и связанная опять с банком «Голдман Сакс». Сейчас, через 68 лет после встречи с главой этого банка на Уолл-стрит, Уоррен Баффет помог его спасти, инвестировав в банк 5 миллиардов долларов.
Конечно, было бы красивее оставить эту инвестицию без комментариев, дав читателю возможность принять ее за сентиментальный ностальгический акт, но мешает рецензент Маслин, которая пишет, что «этим вложением Баффет не только поддержит банк на плаву, но и умножит свой собственный капитал».