Ссылки для упрощенного доступа

"О людей вытирают ноги". Нижний Новгород в военные времена


Акция защитников природы в Нижнем Новгороде
Акция защитников природы в Нижнем Новгороде

Массовый политический протест в российских регионах завершился еще до начала войны. Но пока еще остается протест иного рода, связанный с недовольством решениями в сфере градостроительства, ЖКХ, экологии или транспорта.

Готова ли власть прислушиваться к мнению недовольных, но политически лояльных? Станет ли это общение прозрачнее после введения новых критериев оценки работы губернаторов? Разберем на примере Нижегородской области.


Когда семь лет назад Глеб Никитин был назначен главой области, многим местным активистам он показался энергичным руководителем нового типа. Никитин проводил встречи с градозащитниками, блогерами, бизнесменами – правда, регулярные брифинги и пресс-конференции так и не стали нормой. Но тогда, в 2017–2018 годах, это казалось меньшей из бед.

– Это была смешная "никитинская оттепель", – вспоминает правозащитник Станислав Дмитриевский. – Видимо, будучи новым человеком, Никитин решил не конфликтовать с обществом хотя бы по тем вопросам, где не конфликтовать было можно. Не по политическим вопросам, а по вопросам сохранения культурного наследия. Когда нас вдруг внезапно стали пускать на разного рода совещания, даже слушать, мы начали выявлять памятники. Это была какая-то шизофрения, потому что за политические акции продолжали арестовывать, избивать и так далее.

Станислав Дмитриевский
Станислав Дмитриевский

Однако довольно скоро выяснилось, что и для новой региональной власти нет неполитических тем. Показательной стала история реконструкции "Швейцарии", крупнейшего парка Нижнего Новгорода. На нее планировалось потратить огромные деньги – почти 4 миллиарда рублей, причем контракт уходил группе компаний ЕКС с неясным составом учредителей, но связями с Ротенбергами. Экологи и градозащитники сразу назвали план реконструкции чрезмерным, незаконным и нарушающим баланс этой зеленой зоны.

Власти просто переименовали все рестораны и коворкинги в некапитальные строения

В феврале 2020 года Глеб Никитин лично встречался с противниками "бульдозерной реконструкции" и пообещал, что ни одного нового капитального строения в парке-памятнике не будет. Это оказалось неправдой: власти Нижнего Новгорода просто переименовали все рестораны и коворкинги в некапитальные строения, хотя все они были на фундаментах и к ним вели подземные коммуникации. При этом в документации для строителей здания по-прежнему значились капитальными.

Встреча губернатора Глеба Никитина с защитниками "Швейцарии", 2020 год
Встреча губернатора Глеба Никитина с защитниками "Швейцарии", 2020 год

Обжегшись на одной недостаточно проработанной встрече с активистами, губернатор с тех пор старался не выходить на подобное прямое общение. На смену пришли заявления провластных общественников и широкомасштабные кампании по очернению противников властных решений. Например, защитников "Швейцарии" в пропагандистских медиаресурсах абсолютно серьезно обвиняли в связях с "западными кураторами". Больше года по вторникам вдоль парка выстраивались "живые цепи" из неравнодушных граждан, которые стремились привлечь внимание горожан к незаконной реконструкции. По мнению пропагандистов, бесплатным такое постоянство не бывает – следовательно, активисты "отрабатывали заказ".

Они просто взяли арсенал ярлыков из книги "ЦРУ против СССР"

– Вся эта риторика – она же еще с советских времен, она же не выдумана путинской властью. Они просто взяли то, что не успели еще забыть, вот этот арсенал ярлыков из книги Яковлева "ЦРУ против СССР", – говорит Станислав Дмитриевский, один из участников "живых цепей". Там же были замечены многие нижегородцы, позже осужденные по политическим статьям или уехавшие из России после начала широкомасштабного вторжения в Украину.

"Живая цепь" вдоль парка "Швейцария". Фото reporter-nn.ru
"Живая цепь" вдоль парка "Швейцария". Фото reporter-nn.ru

В последние годы в Нижнем Новгороде постоянно возникали очаги недовольства решениями властей. При этом протестующие далеко не всегда выходили на уличный протест и чаще старались использовать другие рычаги воздействия на местную власть: участие в общественных обсуждениях, письма в контролирующие органы, публичные видеообращения.

Вот лишь некоторые "горячие точки" на карте области:

– Прокладка дороги через Артемовские луга с множеством краснокнижных растений и животных. Противники считают, что необходимость этой трассы не доказана властями, а ущерб окажется губительным для пригорода Нижнего Новгорода.

– Строительство магистрального газопровода через охраняемый законом бульвар вдоль проспекта Гагарина в Нижнем Новгороде. Противники указывали, что может быть и иной маршрут прокладки газопровода, а также говорили о небезопасности проекта для перенаселенного района.

– Строительство школы для одаренных детей в пойме реки Волги у города Бор. По словам экоактивистов, амбициозный проект стоимостью 5 млрд рублей потребует серьезного вмешательства в экосистему приволжского озера Бездонное и угрожает вырубкой зеленым зонам. Жители Бора предлагают перенести стройку в другое место.

– Строительство канатной дороги через Оку в спальном Ленинском районе Нижнего Новгорода. Против выступили местные жители, недовольные возможным шумом, и экологи, возмущенные планируемой вырубкой 1300 деревьев.

Активистов обвиняют в материальной заинтересованности и сознательных провокациях

– Передача властями зеленых территорий вдоль Волги и Оки под застройку девелоперу GloraX. Компания получила уже три прибрежных участка в Нижнем Новгороде, причем для освоения берегов требуется смена зонирования. Например, на месте планируемого ЖК "Левобережный" генпланом предусмотрен парк. Местные жители, разумеется, активно высказываются против стройки, но результаты общественных обсуждений на планы властей и девелопера не влияют.

Берег реки Ока в Нижнем Новгороде, где должен быть парк, но власти планируют новый жилой комплекс от компании GloraX. Фото экологического проекта "42 – я имею право!"
Берег реки Ока в Нижнем Новгороде, где должен быть парк, но власти планируют новый жилой комплекс от компании GloraX. Фото экологического проекта "42 – я имею право!"

Ни в одном из этих случаев мнение местных жителей и просто неравнодушных горожан не было услышано властью. Напротив, везде была использована PR-модель, отработанная на парке "Швейцария". Активистов обвиняют в материальной заинтересованности и сознательных провокациях.
При этом недавняя прямая линия губернатора дала понять, что такое отношение к протестам – это личная позиция Глеба Никитина.

"Есть еще несколько случаев: канатная дорога через Оку, строительство ЖК "Левобережный", озеро Бездонное. Это когда возникают один, два или три человека с какой-то личной проблемой – иногда объективной проблемой! Дальше прикрепляются профессиональные… "Спорщики" их назвать или "протестуны"?.. Протестуны, наверное! Которые начинают всех раскачивать, готовить коллективные обращения. И некоторые люди им подмахивают, потому что их спрашивают: "Ты же за зеленые насаждения? Ты же за память предков?" Ну, конечно все скажут, что мы за! За всё хорошее против плохого. Но, коллеги, вникайте, когда вас пытаются вовлечь в провокации!" – заявил нижегородский губернатор.

Глеб Никитин на прямой линии. 6 декабря 2024 года. Скриншот с персональной ВК-страницы губернатора
Глеб Никитин на прямой линии. 6 декабря 2024 года. Скриншот с персональной ВК-страницы губернатора

При этом аргументы, приводимые главой региона, никак не отменяют беспокойства местных жителей. Например, вот так мотивируется строительство "школы для вундеркиндов" за гигантские 5 миллиардов рублей:

Любое мнение против мгновенно политизируется

"Ну реально речь идет о ведущем учреждении образования страны, которое будет создаваться на основе отдельного федерального закона по решению президента. Но они сейчас сразу скажут: "А мы не против школы – мы против того, чтобы строить ее здесь!" Знаете, возникает ситуация, что где бы ты ни начал чего-то строить, обязательно найдется кто-то, кто скажет: "А давайте не здесь!" А почему не здесь?"

– Сегодня это стандартная позиция властей в общении с нижегородцами: "мы лучше знаем, что вам нужно!" Любое мнение против мгновенно политизируется, – говорит журналист Александр Пичугин, автор нижегородского независимого телеграм-канала "Сорокин хвост". – Я не могу вспомнить, когда в последние годы власть действительно прислушалась к мнению людей. Как ни странно, единственные победы общественников связаны с отказами Нижегородской епархии строить храмы во дворах. Получается, позиция ортодоксальной церкви более гибкая, чем позиция чиновников, которых вроде как люди содержат своими налогами.

"Граждане защищают свои интересы абсолютно законными методами, – полемизирует с Никитиным в своем телеграм-канале активист Илья Мясковский. – А избранному губернатору больше нечем заняться, как их за это шеймить. Это называется "гражданское общество", Глеб Сергеевич, и Вы его в регионе должны всячески поощрять (см. последний указ Путина о критериях эффективности работы губернаторов). Вот в Германии "зелёные" стали ведущей партией, входят в правительство. Это называется "профессиональные протестуны"? Или кому-то в школе не объяснили азы демократии?"

Проекта школы для одаренных детей еще нет, но вырубка деревьев у озера уже началась. Фото ВК-сообщества "Твой бор"
Проекта школы для одаренных детей еще нет, но вырубка деревьев у озера уже началась. Фото ВК-сообщества "Твой бор"

Мясковский не случайно упоминает новые критерии оценки работы губернаторов. Если верить путинскому указу, итоговая оценка каждому региональному руководителю теперь "определяется в том числе посредством оценки общественного мнения в отношении достижения субъектами РФ национальных целей развития".

Эколог Асхат Каюмов, комментируя в телеграме новые KPI для губернаторов, особое внимание обращает именно на экологические критерии:

Территория областного центра вытянется на сто километров вдоль Волги

"Очень важный документ. Он четко показывает федеральные приоритеты, среди которых два ("Качество среды для жизни в опорных населенных пунктах" и "Качество окружающей среды") напрямую указывают на необходимость решения экологических проблем. Да и сцепленные с ними ещё три (численность населения, рождаемость, продолжительность жизни) — тоже об этом же. Очень хочется, чтобы президента наконец услышали в регионе и перестали выполнять строительные приоритеты (строительство жилья) за счет зеленых зон, а следовательно, за счет ухудшения качества окружающей среды. На него пять приоритетных пунктов завязано, надо бы это понимать".

Игнорируя мнения общественности, власти пошли на еще одну непопулярную меру: объединение Нижнего Новгорода и соседнего Кстовского округа. После такого объединения территория областного центра вытянется на сто километров вдоль Волги. Чиновники уверяют, что для жителей обеих территорий ничего не изменится, однако люди не верят: подавляющее большинство мнений в соцсетях – негативное.

Предполагаемые очертания Нижнего Новгорода после присоединения Кстовского округа
Предполагаемые очертания Нижнего Новгорода после присоединения Кстовского округа

Эту идею уже опротестовал в суде кстовский депутат Олег Захаров. Он был одним из двух депутатов, голосовавших против. По мнению Захарова, такие решения нужно тщательно прорабатывать и выносить на всенародный референдум.

Жителям это решение аукнется

– Никто из инициаторов этого объединения не углублялся в тему. А жителям это решение аукнется. Сейчас они [сторонники объединения] говорят красивые слова, что ничего не изменится, не повысится, льготы будут сохранены. Всё это очень скоропалительно и голословно звучит, – поясняет Захаров свою позицию нижегородскому порталу NN.RU.

Скоропалительность и голословность в принятии решений лишний раз указывает, что нижегородские власти не опасаются народного недовольства и никакие новые критерии оценки их работы не изменят положения вещей.

– Очень интересно, по каким инструментам Путин, который разрушил все обратные связи, собирается измерять отношение людей к руководителю. Соберет Глеб Сергеевич [Никитин] толпу фанатов, которые будут кричать ему "Слава!", – и всё нормально. Это всё фигня, – уверен правозащитник Станислав Дмитриевский. – В природе российского чиновника, наверное, быть первое время осторожным, пока ты еще не освоился. А потом все цементируется – это как раз, к сожалению, для России совершенно нормальная ситуация. Потому что там, где гражданское общество слабое, где люди не готовы отстаивать свои права, о них вытирают ноги.

XS
SM
MD
LG