Ссылки для упрощенного доступа

Виновен и должен умереть


Джохар Царнаев. Рисунок судебного репортера. Апрель 2015 года
Джохар Царнаев. Рисунок судебного репортера. Апрель 2015 года

Джохар Царнаев, признанный виновным во взрывах на марафоне в Бостоне, будет казнен при помощи смертельной инъекции

После более чем четырнадцати часов обсуждений в течение трех дней двенадцать присяжных пришли к выводу, что Джохар Царнаев, признанный виновным в организации взрывов на финише Бостонского марафона, заслуживает смертной казни.

Во время первой части процесса он был признан виновным по всем тридцати пунктам обвинения, наказанием по семнадцати из них может быть смертная казнь. Вторая часть суда была посвящена определению уровня наказания Царнаева. У присяжных был выбор лишь между смертной казнью и пожизненным заключением. Они сочли, что шесть акций Царнаева во время совершения преступления заслуживают смертной казни. По сути, Царнаева приговорили к смерти за то, что он установил взрывное устройство рядом с группой людей, среди них был и 8-летний Мартин Ричард, один из трех погибших, и привел устройство в действие.

Во время процесса, который занял 59 дней, выступили более 150 свидетелей. Были детально восстановлены события 15 апреля 2013 года, когда 26-летний Тамерлан и 19-летний Джохар Царнаевы подорвали два спрятанных в рюкзаки взрывных устройства на финише марафона. В результате взрывов погибли 3 человека, более 260 были ранены, очень многие покалечены, лишились конечностей. Оба устройства были начинены гвоздями и другими острыми предметами, с тем чтобы усилить их поражающую силу. Через три дня после взрывов, уходя от преследования, братья убили полицейского. Днем позже во время перестрелки с полицией был убит Тамерлан Царнаев, раненый Джохар Царнаев спрятался в лодке во дворе частного дома, где и был арестован полицией.

Из материалов судебного процесса. Взрыв на трассе Бостонского марафона. Апрель 2013 года
Из материалов судебного процесса. Взрыв на трассе Бостонского марафона. Апрель 2013 года

Улики, собранные следствием, в том числе видео и фотоизображения Царнаевых на месте преступления, были столь убедительны, что защита решила не пытаться опровергнуть очевидное и с самого начала процесса, по сути, заявила о вине Джохара Царнаева, решив добиваться сохранения его жизни. Во время второй половины процесса адвокаты представили присяжным Царнаева как милого по своей природе юношу из трудной семьи, оказавшегося под непререкаемым влиянием своего сильного радикализованного брата. В защиту этой версии выступили родственники Джохара Царнаева, его одноклассники и друзья по колледжу.

Кресты памяти погибших от взрывов Кристи Кэмпбелл, Лу Лу Лингзи и Мартина Ричарда
Кресты памяти погибших от взрывов Кристи Кэмпбелл, Лу Лу Лингзи и Мартина Ричарда

Однако, когда дело дошло до построчного разбора деяний Царнаева, когда присяжные, удалившиеся на совещание, получили длинный список отягощающих и смягчающих вину обстоятельств, отягощающие перевесили. Присяжные, например, посчитали, что обвиняемый не заслуживает смертной казни за убийство полицейского, но сочли, что он заслуживает смерти за установку взрывного устройства, изготовленного из кастрюли-скороварки, рядом с людьми и приведение его в действие. В своем заявлении мэр Бостона Мартин Уолш выразил надежду на то, что этот приговор подведет черту под трагическими событиями для семей погибших, для пострадавших, для города. Однако противники смертной казни, в том числе и родители 8-летнего Мартина Ричарда, выступали за пожизненное заключение, исходя и из того, что процесс апелляции этого решения может затянуться на несколько лет и будет продолжать тревожить незаживающую рану.

Тем не менее, это решение выглядит естественным на взгляд правоведов. Вот что сказал в интервью Радио Свобода Дэвид Коппел из института Independence в Колорадо:

– На мой взгляд, это было справедливое судебное разбирательство, очень доскональное. Присяжные учли самые разнообразные улики. Их решение вынести смертный приговор объясняется тем, что, согласно федеральным законам, существуют инструкции, определяющие, что является отягчающими вину обстоятельствами, которые выводят убийство за рамки, так сказать, обычного преступления. Такими факторами, например, является использование оружия массового поражения, масштабная предварительная подготовка такой акции или совершение преступления в особо жестокой бесчеловечной манере. И на мой взгляд, в данном случае присяжные совершенно точно следовали законам, которыми предусматривается смертная казнь.

– В последнее время раздавалось немало призывов, в том числе, и от семей жертв Царнаевых, сохранить ему жизнь. Они исходили и из того, что в Бостоне и Массачусетсе запрещена смертная казнь, и из того, что пожизненное заключение будет, что называется, реальным наказанием, и из того, что долгий процесс апелляций будет бередить незаживающие раны жертв терактов. Почему присяжные, как вы считаете, не прислушались к этим призывам?

Cуд был проведен на очень высоком уровне, судьей, который посвятил очень много времени и усилий для того, чтобы все процедуры проходили в строгом соответствии с законами

– В этом случае, увы, много жертв, и у них разные взгляды. Многие из них уже выразили удовлетворение решением присяжных. Семья 8-летнего мальчика, насколько я понимаю, была в основном обеспокоена тем, что этот процесс апелляций может затянуться на многие годы, но я надеюсь, что в этом случае апелляционные суды примут быстрые решения, и если они подтвердят решение федерального суда в Бостоне, то приговор будет приведен в исполнение быстро.

– А насколько сильным вам кажется аргумент защиты о том, что в Бостоне был невозможен справедливый суд из-за того, что пришлось перенести его жителям в результате действий Царнаевых?

– Этот аргумент будет наверняка использован, и нельзя полностью исключить успеха такой тактики. Но при этом, как мне кажется, суд был проведен на очень высоком уровне, судьей, который посвятил очень много времени и усилий для того, чтобы все процедуры проходили в строгом соответствии с законами. Мало того, преступление затронуло всю страну. Если бы этот суд проведен на Гавайях, ничего не изменилось бы: каждый житель островов знает об этом преступлении и наверняка для всех американцев это печальное событие, – считает юрист Дэвид Коппел.

Тактика защиты Царнаева, по сути, признавшей вину подзащитного, вызвала сенсацию в начале процесса. Насколько она была оправданна? Вопрос Илье Сомину, правоведу, профессору университета имени Джорджа Мэйсона:

– Улики против Царнаева были столь весомыми, что оспорить его вину было практически невозможно. Его защитники – престижные и очень опытные адвокаты. Я думаю, что они решили не оспаривать то, что практически невозможно отрицать. Вместо этого они уже во время первого этапа процесса начали обкатывать свой аргумент, заключавшийся в том, что главная вина за преступление лежит не на Джохаре Царнаеве, а на его старшем брате. Нельзя приговорить его к смертной казни, потому что он не был главным виновником.

– Почему не сработала эта тактика, по-вашему?

– Потому что, я думаю, это в действительности не смягчает вину, потому что у любого человека есть обязанность не совершать страшных преступлений, несмотря на давление родственников. Мало того, старший брат не прибегал к силе, убеждая младшего, действовал словами. Такого рода убеждения, как мне кажется, не могут смягчить вину за столь страшное преступление, – говорит Илья Сомин.

Основным защитником Джохара Царнаева на процессе была адвокат Джуди Кларк, известный оппонент смертной казни, сумевшая уберечь в свое время от высшей меры наказания нескольких виновных в очень громких преступлениях, например, Джареда Лафнера, застрелившего шесть человек во время покушения на члена Конгресса Гэбриэль Гиффордс или Теодора Качинского, отправлявшего в течение многих лет взрывные устройства по почте.

Эксперты предсказывают, что последний бой за жизнь Царнаева, попытки изменения меры наказания могут затянуться на несколько лет. Четыре года, например, потребовалось для приведения в исполнение смертного приговора организатору взрыва федерального здания в Оклахома-Сити Тимоти Маквею.

Сообщается, что во время оглашения решения присяжных подсудимый стоял со склоненной головой. Как передает агентство "Ассошиэйтед пресс", услышав смертный приговор, Царнаев не выказал эмоций. По сведениям агентства, преступник будет казнен при помощи смертельной инъекции.

22 июля Джохару Царнаеву исполнится 22 года.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG