Ссылки для упрощенного доступа

Взорвал. Но пусть живет


Такие фото Джохара Царнаева распространяла полиция во время его розыска после взрыва на финише Бостонского марафона
Такие фото Джохара Царнаева распространяла полиция во время его розыска после взрыва на финише Бостонского марафона

Защита предполагаемого устроителя бостонского взрыва Джохара Царнаева настаивает, что он не заслуживает смертной казни

Во вторник в Бостоне на суде над Джохаром Царнаевым, обвиняемым в организации взрывов у финишной черты Бостонского марафона, опросом свидетелей защиты завершился первый этап судебного процесса. В его ходе обвинение пыталось доказать виновность Царнаева в совершенном преступлении. Присяжные начнут обсуждать вердикт в понедельник, 6 апреля.

Пятнадцать дней и 92 свидетеля потребовалось обвинению для того, чтобы изложить свою версию того, что произошло 15 апреля 2013 года у финишной черты Бостонского марафона, и событий, предшествовавших взрывам. Цель обвинителей заключалась в том, чтобы доказать, что 19-летний Джохар Царнаев был совершенно сознательным, активным и равноправным партнером старшего брата, 26-летнего Тамерлана Царнаева. Старший Царнаев был убит во время попытки задержания, но, как утверждает обвинение, подсудимый несет равную с ним долю ответственности за гибель трех человек и травмы, в том числе тяжелые, нанесенные более чем 260 людям в результате терактов.

Импровизированный мемориал у финишной черты Бостонского марафона
Импровизированный мемориал у финишной черты Бостонского марафона

Защите хватило всего пяти часов для того, чтобы с помощью четырех экспертов попытаться убедить присяжных в том, что их подзащитный был ведомым, что подавляющая доля ответственности за взрывы лежит на Тамерлане Царнаеве, который был и вдохновителем, и даже изготовителем взрывных устройств. Процесс начался довольно неожиданным заявлением защиты Джохара Царнаева, фактически предопределившим ответ на основной вопрос, поставленный перед присяжными: виновен ли Царнаев в совершении террористического акта? Во вступительном слове адвокат Царнаева признал, что его подзащитный в самом деле взорвал одно из устройств во время Бостонского марафона.

Правоведы объясняют такую тактику защиты наличием огромного объема самых разных свидетельств – от видео и фотоматериалов до показаний свидетелей и вещественных улик, увязывающих Царнаевых с этим преступлением. Единственную реальную цель, которую могла поставить перед собой защита, – попытаться уберечь своего подопечного от смертной казни, которой решила добиваться федеральная прокуратура. Наказанием по семнадцати из тридцати обвинений, предъявленных Джохару Царнаеву, может стать смертная казнь. Среди обвинений, например, заговор с целью использования оружия массового поражения, повлекший смерть людей, заговор с целью организации взрывов в общественном месте, преступление с применением огнестрельного оружия.

Джохар Царнаев сдается полиции
Джохар Царнаев сдается полиции

В понедельник прокуратура завершила свое пятнадцатидневное представление обвинений напоминанием присяжным об одной из жертв этих атак – 8-летнем Мартине Ричарде. На его теле не осталось ни одного живого места, оно было покрыто ранами от гвоздей и обломков взрывного устройства, которое находилось в рюкзаке, оставленном Джохаром Царнаевым рядом с Биллом и Денис Ричард и их тремя детьми, наблюдавшими за ходом марафона. Присяжным показали фотографии, сделанные во время аутопсии мальчика. У него были переломаны кости, часть кишечника выпала из подбрюшья.

Защита ответила показаниями четырех экспертов, сконцентрировав внимание на, по ее мнению, провалах в доказательствах обвинения. Прокуратура, например, настаивает на том, что во время подготовки атак Джохар Царанаев выходил со своего компьютера на сайты с информацией об изготовлении взрывных устройств, на сайты с экстремистской информацией. Но, как заявили свидетели защиты, поиск данных о "детонаторах, передатчиках, приемниках", используемых в таких устройствах, производился с компьютера Тамерлана Царнаева. Мало того, на фрагментах оболочек кастрюль-скороварок, которые использовались для изготовления самодельных бомб, были обнаружены лишь отпечатки пальцев старшего Царнаева.

Достаточно ли этого, чтобы отвести от Джохара Царнаева угрозу смертной казни, эксперты не берутся предсказывать. Как говорит в интервью Радио Свобода Илья Сомин, профессор правоведения университета имени Джорджа Мэйсона, первая часть процесса не принесла неожиданностей:

Остается вероятность, что среди присяжных есть люди, принципиально не принимающие смертную казнь

– Во время суда защита сделала предсказуемую ставку на создание образа подзащитного как жертвы старшего брата, который не только несет основную ответственность за преступление, но должен ответить и за вовлечение Джохара Царнаева в организацию этого нападения. У меня есть ощущение, что задача защиты крайне сложна. Слишком масштабно это преступление, слишком многие стали его жертвами. Царнаев, на мой взгляд, скорее всего, будет приговорен к смертной казни. Хотя остается небольшая вероятность того, что среди присяжных есть, скажем, люди, принципиально не принимающие смертную казнь. Это может спасти Царнаева, такое тоже возможно.

Участник Бостонского марафона, выживший после взрыва 2013 года
Участник Бостонского марафона, выживший после взрыва 2013 года

Большинство жителей Бостона выступают против смертной казни Царнаева, причем за время многомесячной подготовки к процессу количество таких людей увеличилось. В сентябре 2013 года, через пять месяцев после теракта, 57 процентов опрошенных высказались за пожизненное заключение для Царнаева, 33 процента – за смертную казнь. Неделю назад 62 процента бостонцев были готовы сохранить ему жизнь и около четверти считали, что он заслуживает смертной казни. В штате Массачусетс запрещена смертная казнь. Она рассматривается в деле Царнаева потому, что оно было заведено федеральными властями в федеральном суде, смертная казнь предусмотрена в качестве наказания федеральными законами.

Следующий этап процесса начнется 6 апреля, когда присяжные приступят к обсуждению вердикта по делу Джохара Царнаева. В случае признания его вины по пунктам, предусматривающим смертную казнь, будут проведены слушания о мере наказания. Вариантов лишь два – пожизненное заключение или смертная казнь. Во время этих слушаний, как говорят эксперты, у защиты появятся возможности представить присяжным как можно больше свидетелей, которые помогут если не оправдать действия Царнаева, то хотя бы представить его имидж в более благоприятном свете.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG