Ссылки для упрощенного доступа

Вечные беды "Континента надежды"


Кенийские школьники в очереди на пункте раздачи гуманитарной помощи ООН. 2014 год
Кенийские школьники в очереди на пункте раздачи гуманитарной помощи ООН. 2014 год

Государствам Африки пока так и не удается самостоятельно бороться с терроризмом, эпидемиями, ростом населения и бедностью

30-31 января в столице Эфиопии Аддис-Абебе завершится 24-й саммит лидеров государств Африканского союза (АС), на котором они обсуждают стратегии борьбы с тремя классическими бедами "Континента вечной надежды", как иногда иронически называют Африку некоторые политологи, экономисты и журналисты. Это деятельность экстремистских группировок разного толка, самой опасной из которых сейчас становится нигерийская "Боко Харам", эпидемии – в первую очередь лихорадка Эбола и рост населения – с сопряженными с ним голодом и бедностью. Однако последние месяцы выявили и новую опасность – из-за падения мировых цен на нефть экономика ряда африканских государств, еще недавно считавшихся самыми успешными среди прочих, может оказаться на грани катастрофы.

На северо-востоке Нигерии боевики группировки "Боко Харам" в январе убили сотни людей и практически сравняли с землей около 20 населенных пунктов. Тысячи местных жителей вынуждены были бежать от террористов и сейчас скрываются на мелких островах на озере Чад. Не так давно "Боко Харам" захватила крупную базу нигерийской армии в городе Бага и расположенный здесь штаб Африканских многонациональных объединенных сил, где дислоцировались также военнослужащие армий Нигера, Чада и Камеруна, которому теперь также угрожает лидер "Боко Харам" Абубакар Шекау. В размещенном на портале YouTube 5 января видеозаявлении Шекау обращается лично к камерунскому президенту Камеруна Полю Бийя. Угрозам предшествовали несколько вооруженных столкновений камерунских солдат с отрядами "Боко Харам" на севере Камеруна, где боевики группировки также начали нападать на деревни и захватывать заложников.

Абубакар Шекау угрожает президенту Камеруна
Абубакар Шекау угрожает президенту Камеруна

Как заявила в Аддис-Абебе накануне встречи всех лидеров африканских государств председатель Комиссии Африканского союза Нкосазана Дламини-Зума, действия "Боко Харам", начинавшиеся как локализованная преступная деятельность в пределах Нигерии, теперь распространяются на всю Западную и Центральную Африку. Боевики "Боко Харам" только в Нигерии за минувшие пять лет убили более 13 тысяч человек, а около полутора миллионов нигерийцев были вынуждены спасаться от них бегством.

Жертвами нынешней эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке стали, по последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 8 тысяч 400 человек, при этом наблюдается тенденция к снижению числа новых случаев заражения. По информации ВОЗ, почти все 20 с лишним тысяч зарегистрированных заболеваний Эболой и большинство смертельных исходов приходятся на три государства – Сьерра-Леоне, Либерия, Гвинея. В Сьерра-Леоне при этом – большинство заразившихся, более 11 тысяч случаев на середину января 2015 года.

Смерть от лихорадки Эбола. Сьерра-Леоне, декабрь 2014 года
Смерть от лихорадки Эбола. Сьерра-Леоне, декабрь 2014 года

Может ли Африканский союз самостоятельно бороться с перечисленными выше и иными опасностями? Или страны Африки должны и впредь рассчитывать только на помощь извне – со стороны ООН, США, КНР, Европейского союза, Лиги арабских стран, России?

Политолог-африканист, заслуженный профессор Натальского университета в южноафриканском Дурбане Ирина Филатова рассказывает, что в повестке дня 24-го саммита Африканского союза в Аддис-Абебе изначально содержалось лишь осуждение действий "Боко Харам", но никаких конкретных действий предпринимать лидеры АС, судя по всему, не намерены:

– Совсем недавно в нигерийской столице Абудже состоялась встреча только лидеров четырех государств, которых террор "Боко Харам" касается в первую очередь, – Нигерии, Нигера, Чада и Камеруна, и они впервые договорились о сотрудничестве, причем пока что в довольно размытых рамках. Речь идет о координации действий и том, чтобы создать какую-то "группировку военной взаимопомощи". До сих пор не было даже этого! И они собираются обратиться к Совету Безопасности ООН с просьбой дать им соответствующее разрешение. Дальше этого пока дело не идет.

– Эпидемия лихорадки Эбола в последнее время пошла на спад, фиксируется меньшее количество заболевших. Специалисты, ранее выступавшие на волнах Радио Свобода, говорили, что главной причиной эпидемии была неспособность с ней бороться государственных структур стран Западной Африки. Может ли такая организация, как Африканский союз, сделать эти усилия более скоординированными?

– Африканский союз во всем этом опять же принимал не очень большое участие. Я, правда, не совсем согласна с плохой оценкой действий правительств Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинеи. Распространению Эболы ведь очень способствовали, по большому счету, косность и предрассудки, местные архаичные традиции и обычаи. Такие, например, как особый вид захоронений, когда нужно было обязательно прикасаться к телу, и т.п. Африканские правительства, которых это касалось, распространяли информацию о том, что этого не нужно делать, достаточно эффективно. Но, конечно, в сельские районы очень трудно эту информацию донести! Но сейчас, кажется, эта ситуация начинает меняться. К тому же медицинские специалисты со всего мира, из Европы, США, Кубы (последних особенно много), успешно работают в Западной Африке.

Центр борьбы с эпидемией Эболы, созданный "Врачами без границ". Мали, город Бамако, январь 2015 года
Центр борьбы с эпидемией Эболы, созданный "Врачами без границ". Мали, город Бамако, январь 2015 года

– Правительствам государств Западной Африки не повезло с собственным народом, но усилия, все те, которые были в их силах, они предпринимали? Потому что очень много обвинений в том, что это фактически "несостоявшиеся государства", где, в том числе, напрочь отсутствует государственная медицина.

– Медицина, конечно, там находится на очень плохом уровне. И все-таки в таких странах, как Кот-д'Ивуар, Гана, которые находятся рядом, ни одного случая Эболы не было. Значит, какие-то меры там принимались! Конечно, правительства государств, о которых мы с вами говорим, работают очень неэффективно. И Либерия, и Сьерра Лионе – это страны, где шла гражданская война, где были разрушены все государственные структуры. Но как раз до начала эпидемии Эболы они начали немного подниматься, приводить себя в порядок – войны кончились, начался подъем уровня жизни. Но тут эта эпидемия их очень сильно подкосила.

– Африка всегда была беднейшим континентом планеты. Были попытки искоренить эту бедность за счет колоссальных финансовых вливаний, экспертной помощи, политической поддержки. Во времена холодной войны – со стороны "западного блока" и со стороны "социалистического блока". Потом, с самого конца ХХ века, Африке еще активнее стали помогать уже все – ООН, Европа, арабские и азиатские страны. Но все равно, по большому счету – воз и ныне там. Так существует ли сегодня общая своя, африканская, стратегия в борьбе с бедностью?

Ребенок из Сомали, страдающий от недоедания, в гуманитарном центре ООН в Эфиопии, март 2014 года
Ребенок из Сомали, страдающий от недоедания, в гуманитарном центре ООН в Эфиопии, март 2014 года

– Стратегий таких у каждой страны и объединения, в том числе и у Африканского союза, достаточно много. Нынешняя встреча лидеров АС в Эфиопии посвящена такой теме: "Год наделения властью женщин и конкретизация программы развития Африки до 2063 года". Но что это будет означать? Что на все это будут дополнительно выделены какие-то деньги, которых у Африканского союза вообще не так уж много. Дело не в наличии "программ". В целом, говорить, что в Африке ничего не меняется только по причине отсутствия "программ", не совсем верно. Например, нефтяной бум, который продолжался несколько лет, а сейчас закончился, очень помог некоторым государствам. Если вы посмотрите на темпы развития Анголы, Габона или, допустим, той же Нигерии до самого последнего времени – это колоссальный рост экономики и доходов! В Анголу иммиграция уже пошла из самой Португалии, бывшей колониальной метрополии, – португальцы стали уезжать обратно в Анголу, потому что в этой стране есть работа, а в Португалии работы нет! Очень быстрыми темпами развивается Гана, пошла в рост Кения. Проблем у них, конечно, совершенно колоссальное количество – и террор, и очень неустойчивые государственные структуры, и коррупция. У журнала "Экономист" был в начале 2000-х годов специальный выпуск, целиком посвященный Африке. Он назывался "Безнадежный континент". А вот совсем недавно они сделали другой выпуск, который называется "Континент надежды".

– Увы, я помню многие аналитические, футурологические статьи конца 90-х годов XX века – о том, как сможет выглядеть африканский континент лет через 20, допустим, в нынешнем, 2015 году. Почти ничего не сбылось… Вы упомянули период высоких цен на нефть, который очень помог некоторым африканским странам, таким как Нигерия, Ангола, Габон и другие. Сейчас цены на нефть падают стремительно. Означает ли это приближение новой катастрофы для тех стран, которые сейчас выбрались в лидеры Африки, в том числе –по уровню доходов населения?

Современная панорама Луанды, столицы Анголы
Современная панорама Луанды, столицы Анголы

– Все будет зависеть от того, что они с этими доходами сделают. У них накоплен какой-то капитал. Кения, допустим, вкладывает очень большие средства сейчас в развитие новейших технологий. Не знаю, справятся они или нет, с реструктуризацией своих экономик, с дифференциацией своих экономических структур. Мне особенно интересно то, что будет в Нигерии. Если отбросить опасность террора "Боко Харам" на севере (которую, конечно, отбрасывать нельзя), взглянуть только на христианские южные районы Нигерии – увидим, что это страна, которая получила очень большие средства, но которая обладает колоссальной коррупцией. Справится она с этой коррупцией или нет? Сможет она израсходовать "нефтяные деньги" по назначению, чтобы развить свою экономику? Нужно ждать, чтобы делать выводы.

– Возможно, что денег у нефтедобывающих африканских государств в ближайшем будущем вновь не будет вообще никаких. Тревогу, и очень сильную, бьют такие государства – члены OPEC, как Мексика, Венесуэла или Малайзия. А их экономики несравнимо более крепки, чем у Габона или Камеруна. Если нефть будет стоить совсем гроши, как это случилось в 80-е годы XX века, что будет лет через 10-20 с этими африканскими государствами?

Массовые протесты против правительства и коррупции властей в Лагосе, Нигерия, апрель 2014 года
Массовые протесты против правительства и коррупции властей в Лагосе, Нигерия, апрель 2014 года

– Может быть, будет нечто ужасное – они вернутся к своему первоначальному, постколониальному состоянию. Но отличие этих африканских стран от таких государств, как Венесуэла, и даже в какой-то степени Россия, заключается в том, что у них есть другие источники существования, пусть и примитивные. Да, это совсем не мощные источники доходов, но у африканских государств развито сельское хозяйство, в том числе – натуральное сельское хозяйство, за счет которого они могут прожить, на которое они смогут опираться. Правда, и здесь тоже существует очень большая сложность и опасность, а именно – население Африки растет очень быстро. Рост африканского населения – это бомба замедленного действия, и если он не уменьшится, то тогда, действительно, случится катастрофа, – предполагает политолог-африканист, заслуженный профессор Натальского университета в южноафриканском Дурбане Ирина Филатова.

XS
SM
MD
LG