В 2014 году разные регионы мира, в числе прочих испытаний, потрясали вспышки многих опаснейших заболеваний – как давно известных и, казалось бы, забытых, так и совершенно экзотических, названия которых, однако, сегодня известны уже далеко не одним лишь медикам. В 2015 году миру предстоит продолжить борьбу с этими болезнями – в первую очередь с самой опасной на сегодня африканской геморрагической лихорадкой Эбола.
Сильнейшая эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке, вышедшая из-под контроля и потребовавшая немедленного вмешательства мирового сообщества, в 2014 году вызвала у некоторых политиков, врачей и журналистов состояние, близкое к панике – с учетом того, что в 2015 году, судя по прогнозам, победить Эболу, или хотя бы навсегда с уверенностью локализовать ее очаги, не удастся. Об этом в конце декабря заявил, например, бельгийский ученый Петер Пиот, директор Лондонской школы гигиены и тропической медицины, открывший вирус в 1976 году. Вакцины от этого заболевания, которое в любой момент может достичь России, Европы, Азии и Америки, до сих пор не существует.
К концу 2014 года, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 8 государствах мира было зафиксировано более 20 тысяч случаев заражения вирусом Эболы, повлекших не менее 7 с половиной тысяч смертей. Эпидемия Эболы началась больше года назад в трех беднейших западноафриканских государствах, Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне, до сих пор страдающих от нее сильнее других. Только в Сьерра-Леоне число больных превысило к концу 2014 года 9 тысяч, в то время как в Либерии отмечено наибольшее число смертей – более 3 тысяч 400 человек.
Президент Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен, выступая 2 сентября 2014 года на специальном заседании ООН, назвала нынешнюю вспышку Эболы чрезвычайной проблемой, угрожающей здоровью человечества и требующей немедленного вмешательства всего международного сообщества:
– Это наиболее крупная и самая тяжелая вспышка лихорадки Эбола в истории, с момента открытия 40 лет назад вируса, вызывающего это заболевание. Никто, включая врачей, помнящих ее эпидемии прошлых лет, не видел ничего подобного. К данному времени в Гвинее, Сьерра-Леоне и Либерии зафиксировано более трех тысяч пятисот случаев заражения, повлекших не менее тысячи пятисот смертей. Ситуация вышла из-под контроля правительств этих государств. Но нужно понимать все правильно: да, Эбола смертельно опасна, однако раннее лечение значительно повышает шансы инфицированных. Около 50 процентов заболевших выздоравливают. Это должно подтолкнуть нас к действиям.
Не так давно врачам и миру стало известно имя первой жертвы нынешней эпидемии Эболы – это 2-летний Эмиль Уамуно, умерший еще 28 декабря 2013 года в отдаленной деревне Мелианду на юге Гвинеи. Его 3-летняя сестра, мать и бабушка скончались днем позже. Эбола распространялась по региону и забирала все новые жизни, оставаясь незамеченной, и лишь в марте власти Гвинеи и соседних стран сообразили, что с их гражданами происходит что-то весьма тревожное. Об этом говорила в августе этого года глава неправительственной международной организации "Врачи без границ" Бруно Де Кок:
– Спустя шесть месяцев после того, как мы поняли, что началась самая опасная эпидемия Эболы в истории, мир все еще проигрывает борьбу с этой транснациональной угрозой. Политические лидеры не могут договориться о совместных действиях. В Западной Африке фиксируются все новые случаи заражения и смерти, вспыхивают массовые беспорядки, карантинные центры переполнены. Число медицинских работников, сражавшихся "на передовой", также подхвативших вирус и погибших, просто шокирует, а многие остальные бежали в страхе за свою жизнь, оставив сотни тысяч людей без лечения, даже от любых других, обычных, заболеваний. А специальные центры для инфицированных вирусом Эболы превратились просто в здания, куда люди приходят, чтобы умереть в одиночестве, и где иногда им не могут предоставить даже паллиативного лечения. Работать дальше стало невозможно, нас захлестывают волны все новых пациентов. В Сьерра-Леоне заразные трупы просто гниют на улицах. А в Либерии, вместо того чтобы создать здесь новый центр для больных Эболой, нам пришлось построить крематорий!
Причины нынешней эпидемии в Западной Африке в первую очередь связаны с крайне низким уровнем медицины, образования и гигиены местного населения, верящего в мистическую природу болезни, напоминает Ник Бичинг, старший консультант Школы изучения тропических заболеваний в британском Ливерпуле:
– В таких странах, как Гвинея, Либерия и Сьерра-Леоне, государственных систем здравоохранения почти не существует, и к тому же на ситуацию влияют настроения и страхи местных жителей, которые не доверяют любым институтам власти и уж точно не расположены соблюдать предписанные им правила поведения, ломающие привычный уклад, например, находиться в карантине. При этом Эбола и подобные ей опасные лихорадки в основном передаются при прямом контакте со всеми жидкостями организма человека, в то время как свиной грипп, атипичная пневмония и другие схожие респираторные заболевания, вспышки которых наблюдались годами ранее, – воздушно-капельным путем.
Ник Бичинг добавляет, что заболеть Эболой можно также, например, употребив в пищу мясо зараженного вирусом дикого животного. Однако гораздо большее влияние на размах нынешней эпидемии оказали местные религиозные ритуалы и похоронные обряды, включающие в себя прямые контакты с телами умерших, в которых продолжает жить вирус этой геморрагической лихорадки. По данным ВОЗ, в 2014 году около 20 процентов больных подхватили вирус Эболы, обмывая и обнимая трупы своих скончавшихся от заболевания родственников. В конце года медики с оптимизмом сообщили, что теперь, по крайней мере, захоронения около 70 процентов жертв этой лихорадки проводятся безопасным для живых людей образом, и что общий процент умерших от общего числа заболевших не превышает 35 процентов.