Владимир Тольц: Лето – повсеместно пора фестивалей на пленэре. От Авиньона до Дальнего Востока. В России их теперь, кажется, не счесть. Тут и Фестиваль славянских народов "Дружба 2010" на стыке границ России, Беларуси и Украины, и Международный фестиваль "Императорские сады России", и фестиваль-конкурс "Союз талантов Волги" и многие другие. Обо всех не расскажешь, к сожалению.
Но об одном из них я рассказываю уже не впервые. И, наверное, не в последний раз. Это возникшая в 2005 году как "Фестиваль гражданской песни" и превратившаяся ныне в Международный гражданский форум "Пилорама". Она проходит ежегодно на территории упраздненного 22 года назад лагеря "Пермь-36", большинство заключенных которого содержались в неволе по политическим статьям Уголовного кодекса.
Поет Нателла Болтянская:
Век был тяжек, и он летел,
Чьи-то судьбы сметая в прах.
У меня отрастает тень,
И ее заполняет страх.
Страх, что к кончикам пальцев лип,
И дышать от него – невмочь
А за дедом моим пришли
Как всегда приходили, в ночь…
Владимир Тольц: Но почему именно Пермь? Точнее Пермь-36 – лагерь в 2 часах езды от губернского города? - спрашиваю я у политтехнолога и галериста Марата Гельмана, возглавляющего в Перми тамошние музей и центр современного искусства и еще ряд проектов, связанных с местными властями.
Марат Гельман: Фестиваль проходит в Перми-36 – это единственный оставшийся лагерь ГУЛАГа. Дело в том, что ГУЛАГ строился таким образом, что когда вырубался лес, а они работали на лесоповале, заключенных перевозили, и лагеря разрушали. А этот лагерь занимался не вырубкой леса, а переправкой, поэтому этот лагерь остался. Поэтому для нас это очень важный момент, что это как бы место - напоминание о том. А с учетом того, что фигура Сталина сегодня в России такая снова актуальная, существует какое-то большое количество людей, которые готовы забыть лагеря, забыть все, со страшным желанием "сильной руки", порядка, - это очень знаковое место. И поэтому, собственно говоря, туда приезжают правозащитники, это то место, в котором предельная свобода слова, то есть здесь никем не модерируется, хотя поддерживается губернатором, поддерживается краем этот фестиваль, здесь никем не модерируется, не контролирует список участников, то есть это такой островок свободы, в котором искусство играет роль естественного даже не партнера, а просто собеседующего с политикой.
Владимир Тольц: Как это все начиналось? - Мой вопрос я адресую Виктору Шмырову, возглавляющему Мемориальный центр истории политических репрессий "Пермь-36" – единственный в России музей, включающий в себя сохранившиеся и реконструированные сооружения лагеря для политических заключенных.
Виктор Шмыров: Форум "Пилорама" пять лет назад зарождался как "Фестиваль гражданской песни", по инициативе Городницкого и Кима.Они были у нас на юбилее музея, участвовали в концерте. Дали хороший концерт, еще был Максим Кривошеев, кто-то еще. И Александр Моисеевич на следующий день после этого концерта пришел к нам на заседание правления музея и сказал примерно следующие слова: "Вот мы с Кимом уже стали мэтрами авторской песни, но состояние авторской песни в России нас ввергает в больше уныние. Авторская песня выродилась во все что угодно: в шансон, в лирику и так далее. А начиналась она как песня гражданская. И вот, видимо, здесь она может как-то вернуться к своим истокам, и мы готовы вам в этом помогать". И предложил сделать такой фестиваль. С этого мы начинали.
Владимир Тольц: Но ведь за минувшие 5 лет многое изменилось…
Виктор Шмыров: Но потом с каждым годом появлялись все новые и новые жанры, новые участники. И самое главное качественное отличие, что уже не третьей "Пилораме", считая вот ту, на которой были в начале Городницкий с Кимом, уже появилась важнейшая составляющая – дискуссии. То есть "Пилорама" стала привлекать ведущих правозащитников, старых диссидентов, бывших политзаключенных, но не только их, а вообще видных, лучших российских общественников, которые с удовольствием приезжают и могут здесь говорить на абсолютно любые темы открыто, свободно и публично.
Поет Ольга Чикина:
Я ли не люблю тебя,
Родина моя?
Елочки веселые.
Светлые края.
А когда ты посветлу
Кружишь во хмелю,
Я ли не люблю тебя?
Я ли не люблю?
Владимир Тольц: Как ты думаешь, что теперь доминирует на "Пилораме", что более всего привлекает туда народ – музыка, песни или свободные дискуссии? – спрашиваю я у бывшего заключенного лагеря "Пермь-36", председателя правления международного общества "Мемориал" Арсения Рогинского.
Арсений Рогинский: Мне представляется, что "Пилорама" – уникальное именно сочетание вот этой своей музыкальной составляющей с дискуссионной. Казалось бы, вот те люди, которые слушают не бардов, конечно, а рок, эти люди весьма далеки от дискуссий. Мы привыкли видеть их на экранах телевизоров в виде подростков, куда-то там вспрыгивающих на плечи друг другу и поднимающих кверху руки, раскачивающихся и так далее. И создается такое ощущение, что это, в общем, люди, которые от какой-то мысли весьма далеки. А оказывается, что если все-таки этот рок какой-то такой специальный, условно говоря, со своей тоже гражданской составляющей, и гражданские дискуссии, происходящие рядом, - все это вместе создает именно какую-то такую специальную атмосферу не только вот этой эстетической возбужденности, но и, в общем, умственного такого человеческого процесса, который происходит. Потому что если рядом, как в этом году, например, будут проходить дискуссии о распаде СССР и о смысле этого распада, какие в нем плюсы и минусы, оказывается, что эти молодые люди имеют по этому поводу свои суждения. И не такие тривиальные, как можно предположить. Или о современной культурной региональной политике – они, оказывается, и к этому причастны. Или к дискуссии об обществе и милиции. Или, вообще говоря, о свободе и несвободе в самом таком общем виде.
В общем, для меня эти две части "Пилорамы" неразрывны. И не то что бы одни слушали музыку бардов и дискутировали, а другие слушали рок и ни к чему не имели отношения. На самом деле, все это вместе создает какой-то единый комплекс, усиливающийся из-за все-таки очевидного пространства несвободы в историческом смысле, в котором мы находимся из-за лагеря самого, из-за присутствия бывших заключенных этого лагеря, которые бродят посреди этой молодежи и у которых тоже когда-то была юность, просто по-другому прожитая, чем у них. Все это вместе, мне кажется, создает какой-то такой важный позитив.
Владимир Тольц: Я продолжаю расспрашивать возглавляющего Мемориальный центр истории политических репрессий "Пермь-36" Виктора Шмырова.
Скажи, кроме свободных общественно-политических дискуссий, которыми славится "Пилорама", как теперь расширилась ее, так сказать, художественная часть?
Виктор Шмыров: Когда мы сформулировали первоначально концепцию "Пилорамы", когда уже, кроме авторской песни, стали появляться театры, какое-то кино, мы определили функции "Пилорамы" следующим образом: поддержка развития разного рода искусств малых форм, имеющих гражданское содержание. Сейчас форм достаточно много. Появился серьезный рок, и рок именно вот с содержанием. И у нас будет на этом форуме 8-часовой концерт, где будут самые разные группы, от самых известных до начинающих, и программа так и называется – "Содержание". То есть рок вот с его изначальным содержанием. То же самое – авторская песня, театры. В этом году будет серьезная поэзия "Пилорамы", кино, масса дискуссий, много выставок.
Поет Юрий Шевчук:
Когда закончится нефть,
Ты будешь опять со мной.
Когда закончится газ,
Ты вернешься ко мне весной.
Мы посадим леса
И устроим рай в шалаше.
Когда закончится все,
Будет объем в душе.
Когда закончится нефть,
Наш президент помрет.
И мир станет немного печальней,
А слезами - гренландский лед.
Проиграв эту битву,
"Мерседесы" сдадут ключи.
И вновь седлая коней,
Герои вынут свои мечи.
Владимир Тольц: Это Юрий Шевчук, с оглушительным успехом выступивший на прошлой "Пилораме". На нынешней его, кажется, не будет. А вот Александр Филиппенко – участник прошлых форумов – снова приезжает.
Александр Филиппенко: Этот в основном поэтический вечер – мой личный выбор, выборы тех авторов, чьи мысли и боли мне близки. Да, можно услышать нынче, что это уже теперь музейная ценность, что их время ушло. Сейчас время – снимай штаны и развлекай, отвлекай! А я хочу показать, что это живые тексты, и как важно именно сегодня их помнить, слышать и самому разбираться. И поверь, когда на сцене музея "Пермь-36", а это почти как на Лобном месте, звучат голоса, по сути, убиенных этой системой, да еще вперемешку с ироничными и умными текстами Жванецкого и Довлатова, мне кажется, что зрители, которые сидя тут же, вокруг этой реальной в прошлом лагерной пилорамы, сами все почувствуют и поймут, что я им хотел сказать, на чем задержаться, прочитать и перечесть. А чтение, как иронично заметил Аверченко, чтение – пища для ума! Я буду счастлив уже в третий раз. До встречи на "Пилораме"!
Владимир Тольц: Мне уже доводилось говорить, что нынешний форум "Пилорама" признан главным "имиджеобразующим мероприятием" Пермского края, а администрация края намерена оказывать ему серьезную финансовую поддержку. Не кроится ли здесь опасность утраты независимости дискуссий? (Мне ведь уже в прошлые годы доводилось слышать от участников форума опасения такого рода…) - Виктор Шмыров отвечает:
Виктор Шмыров: Значит, надо говорить, видимо, не только об отношении, неком особом отношении наших властей к этой акции, но и вообще пермского сообщества. Вот есть в Москве так называемое "пермское землячество", которое возглавляют весьма солидные люди. В том числе, вице-президент "ЛУКойла" и один из министров федерального правительства – пермяки. И в этом году это землячество учредило премию Строгановскую по нескольким номинациям. Так вот, в этом году номинация "За особые достижения в общественной и политической жизни" – эту номинацию получил я с формулировкой: "За организацию и проведение форума "Пилорама"". Причем написано – "гражданского правозащитного", даже "научно-правозащитного форума "Пилорама", который приобрел всероссийское и международное значение".
Это все означает примерно следующее, что Пермь – необычный регион с этой точки зрения. Здесь, на самом деле, когда существовал СПС, были очень сильные позиции СПС. Один из региональных министров, один из вице-губернаторов были членами партии "Союз правых сил", ну, и что касается губернатора нашего края, он один из двух беспартийных руководителей, губернаторов и президентов, Российской Федерации. Вот это все означает некую особенность общественно-политической жизни нашего края. Ну, и как считают наши московские коллеги, допустим, Александр Даниэль не раз это говорил, что, по его мнению, в этом немалая заслуга и нашего музея, который вот оказывает обратное влияние на власти Пермского края и заставляет их где-то вести себя, скажем, прилично.
А что касается того, какое влияние оказывают, - никакого. Содержательная часть, программа – абсолютно никакого. Или следующее – министр культуры в прошлом году предложил по инициативе Марата Гельмана: "Мы могли бы вам на "Пилораму" рекомендовать "Митьков"". И приехал Шагин с компанией, это было замечательно! А в этом году ровно тот же Марат Гельман с поддержкой министра культуры нашего края привозят нам выставку известную "Ни шагу назад!" Это антисталинская выставка, которую Гельман готовил к 9 мая как антилужковскую акцию, вот против этих портретов сталинских, эта выставка была на "Винзаводе", ее сопровождал целый цикл акций. И она будет сейчас у нас на "Пилораме" с этими же самыми акциями. Вот что они нам предлагают и помогают. Ну, и поддерживают финансово.
Когда "Пилорама" зарождалась, то первая "Пилорама" была, целиком финансировалась внебюджетными источниками, которые мы находили. Потом все большая и большая часть средств выделялась из краевого бюджета. "Пилорама" была включена три года назад в состав 9 имиджевых проектов Пермского края и финансировалась как имиджевый проект. Ну, немного, но для нас это было важно. А вот сейчас, с ростом "Пилорамы", с ростом количества акций и привлекаемых участников из других городов, - в этом году будет только из центральной России, из столицы и кругом где-то, немногим меньше 150 участников, приедут к нам на "Пилораму", - деньги краевого бюджета и деньги Министерства культуры составляют, в общем-то, большую часть этого форума.
Владимир Тольц: А вот что говорит мне об этом Марат Гельман.
Марат Гельман: Опасения, как только ты вступаешь в отношения с властью, они всегда обоснованы. Потому что все ждут, что следующим шагом начнутся ограничения и так далее. Пермь – самый либеральный регион России. То есть у нас, например, на прошлых выборах в Законодательное собрание "Союз правых сил" получил там огромные 15 процентов, хотя по всей России он не прошел даже в Государственную Думу, то есть у них там около 1 процента. Здесь есть свободные СМИ, которые там ругают губернатора, критикуют там меня… Ну, то есть как бы здесь некоторая другая атмосфера. К сожалению, гарантом того, что "Пермь-36" будет получать государственное финансирование и не получать государственного заказа, пока является губернатор только.
То есть, условно говоря, можем себе представить, что через некоторое время сменится губернатор, и тогда, значит, либо прекратится финансирование, либо появятся некие государственные заказы. Но к тому времени, мне кажется, действительно фестиваль станет мощнее. То есть он сегодня как бы один из таких важных действительно наших элементов, таких туристических точек, таких как бы мест поклонения. То есть здесь сидели многие люди, которые, в общем-то, добывали вот эту вот свободу как бы для нас всех. Поэтому гарантий нет, но сегодня так сложилась ситуация, что вообще в Перми очень многие процессы, которые происходят, - Музей современного искусства, появление искусства в городе, новый театр с абсолютно такой радикальной программой, вот "Пермь-36", - это все проявления того, что наш Олег Чиркунов является именно сторонником того, что власть должна помогать культуре, но не должна при этом вмешиваться.
Владимир Тольц: Передача близится к концу. И в завершение я прошу Виктора Шмырова хотя бы вкратце рассказать о программе предстоящей "Пилорамы 2010".
Виктор Шмыров: Начну с того, что появилось новое. Это рок. Будет 8-часовой концерт "Содержание", где будут такие группы, как "Штабеля", "Вивисектор", "Телевизор", "Мегаполис", "Барто", "Альянс", участники "Рубиновой атаки" и даже два участника из бывшей группы "Кино". Потом будут молодые исполнители, известные.
Бард-фестиваль. Открывать будет Александр Моисеевич Городницкий. Будет бывший политзаключенный нашего лагеря Николай Браун, будет Нателла Болтянская ("Эхо Москвы"), будет пермский, теперь уже московский бард Гриша Донской и некоторые другие.
Театральный фестиваль. Будет Филиппенко с новым совершенно моноспектаклем – у него даже еще названия нет, он его готовит. И еще разные театры – московские, вологодский… Местный, вот из Пермской области, Лысвинский театр с интересным спектаклем "Ночь Гильвера", это спектакль о холокосте.
Поэзия "Пилорамы" в этом году весьма значительная: Горбаневская, Иртеньев. Алексей Симонов будет, Глеб Якунин и другие бывшие заключенные, которые пишут стихи.
В этой программе будет особый блок, посвященный памяти Бродского. Будет поэтический турнир под названием "Если выпало в империи родиться". Будут фильмы – "Полторы комнаты" и "Прогулки с Бродским". Фотовыставка Бродского. Ну, и другие.
Будут специальные акции. «Шендерович на "Пилораме"» – полуторачасовое его выступление. «"Митьки" на "Пилораме"»...
И выставки. Юрий Рост предлагает нам выставку "Андрей Сахаров", где немало фотографий, которые прежде не выставлялись. Михаил Мильчик из Питера – выставку такую же "Иосиф Бродский". Вот я уже говорил о Центре современного искусства, галерея Гельмана – "Не шагу назад!" - выставка. И целый ряд других.
И конечно, дискуссии. Я просто перечислю их названия: "Мир несвободы и культура" – Симонов, "Суд истории" – Никита Соколов модератор, "Конец СССР: плюсы и минусы" – Владимир Петрович Лукин, "Молодежь: есть ли честный путь наверх", "Правда и ложь журналистики", "Незавершенная история" – модератор Наташа Самовер, "Фаны: молодежная субкультура Германии и России" – депутат Бундестага Зара Цинн из ФРГ.
Вот что будет в этом году на "Пилораме". То есть два дня будут на двух сценах и на ряде дискуссионных площадок в режиме нон-стоп, два дня будут проходить вот такие разные действия. Приглашаю всех желающих!
Владимир Тольц: Виктор Шмыров, директор Мемориального центра истории политических репрессий "Пермь-36", организатор форума "Пилорама", который состоится 23-25 июля. Кроме него в передаче участвовали Марат Гельман, Арсений Рогинский и Александр Филипенко. Звучали записи прошлых выступлений на "Пилораме" Нателлы Болтянской, Ольги Чикиной и Юрия Шевчука.