Ссылки для упрощенного доступа

Россия капитулировала в молочной войне?



Программу «Итоги недели» ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Игорь Карней.

Андрей Шарый: После двухнедельного противостояния Роспотребнадзор разрешил импорт из Белоруссии 130 наименований молочной продукции из почти 600, ранее запрещенных к ввозу. Поставки возобновились 18 июня. Решению предшествовал затяжной политический конфликт, вылившийся в нелицеприятные высказывания белорусских чиновников в адрес руководства России, и даже попытки восстановления таможенного контроля на белорусско-российской границе.
С хронологией молочной войны -- Игорь Карней.

Игорь Карней: 6 июня глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко объявил о запрете на ввоз молочной продукции, произведенной в Белоруссии. Причиной было названо то, что белорусские производители не переоформили разрешительную документацию в соответствии с новым техническим регламентом, который вступил в силу в конце прошлого года. Сначала в перечень запрещенных попали более полутысячи наименований белорусской молочной продукции, а спустя несколько дней «черный список» пополнили еще 600 молочных названий.
Попытки разрешить конфликт в первые дни результатов не дали. Геннадий Онищенко отказался контактировать с белорусской рабочей группой в составе главного санитарного врача Белоруссии Валентины Качан, замминистра сельского хозяйства Михаила Савельева и первого заместителя председателя Госстандарта Виктора Назаренко. После трех дней обивания ведомственных порогов Савельев заявил, что «взаимопонимания с Роспотребнадзором найти так и не удалось». На этой неделе, после обращения премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского к российскому коллеге Владимиру Путину, команда Савельева прибыла в Москву повторно. Был даже предварительно определен порядок действий для скорейшего разрешения молочного конфликта, однако неожиданно российская сторона взяла в переговорах тайм-аут. Михаил Савельев эмоции не сдерживал:

Михаил Савельев: Это полный абсурд. Мы предоставили документы из посольства и Совета министров о полномочности нашей делегации. А это просто новая тема для того, чтобы затушевать основную. Сначала предъявили претензии, что нет документов, санэпидемзаключений. Мы дали санэпидемзаключения, которые есть. Когда они увидели опять они, что они есть, заявили, что они недействительны. И что нужно в их лабораториях опять, повторно пройти эти все процедуры. Мы сказали, что мы пройдем все в ваших лабораториях, составили график прохождения, определили лаборатории для подписания. Как только мы это сделали, они сказали, что мы не легитимны! Полнейший абсурд, понимаете! Большей дуроты нельзя придумать!

Игорь Карней: Позднее Геннадий Онищенко пояснил причины тайм-аута: «Публичные комментарии должностных лиц Белоруссии, а также комментарии официальных СМИ, дали все основания усомниться в том, что договоренности с делегацией из Минска совпадают с позицией должностных лиц Белоруссии. Чтобы не тратить их время и наше, мы для уточнения позиций берем тайм-аут и, в зависимости от результатов пояснений, решим -- будем ли продолжать эту работу», -- заявил Онищенко. Политизированный «молочный» конфликт стал причиной отказа от участия белорусской делегации во главе с президентом Александром Лукашенко в московском саммите Организации Договора о коллективной безопасности 14 июня. А спустя два дня, в ответ на «демарш» Онищенко, Лукашенко распорядился ввести усиленный таможенный контроль на основных автомагистралях, связывающих Белоруссию с Россией. Кроме того, президент поручил Госсекретариату Совета безопасности спрогнозировать возможность новых акций России по причинению стране экономического ущерба. Однако страсти остыли столь же быстро, как до этого накалялись. Вечером 17 июня был подписан протокол, решающий затянувшуюся проблему. Новые переговорщики в составе министров сельского хозяйства и здравоохранения Белоруссии вопросов у главы «Роспотребнадзора» не вызвали, и стороны договорились об условиях возобновления молочных поставок. В частности, заявлено о «поэтапном» возвращении молока из Белоруссии. 18 июня разрешен доступ на российский рынок молочной продукции по 131 санитарно-эпидемиологическому заключению из 600 приостановленных специальным указанием главы Роспотребнадзора 9 июня. Перечень поставщиков может расширяться после получения белорусскими производителями разрешительных документов в лабораториях Роспотребнадзора. Кроме того, до 30 сентября Белоруссия не будет поставлять в Россию сухое молоко. По итогам договоренностей Государственный таможенный комитет Белоруссии объявил, что усиленный таможенный контроль с белорусской стороны отменен. К слову, до тотальных проверок автотранспорта дело так и не дошло.
Депутат Палаты представителей Национального собрания Белоруссии, бывший заместитель председателя Могилевского облисполкома Анатолий Глаз уверен, что белорусские производители должны сделать соответствующие выводы из молочного конфликта. Прежде всего, в поисках новых рынков сбыта:

Анатолий Глаз: Ничего фактически не сделано, чтобы за это благоприятное время сертифицировать нашу продукцию в соответствии с требованиями и стандартами ЕС. Это дало бы совершенно иной масштаб действий, совершенно другой уровень возможностей.

Игорь Карней: В структуре экспортных поставок белорусских производителей молока Россия занимает более 90%. Ждут ли белорусскую продукцию в таких объемах где-то еще? Откроется ли для Белоруссии “окно в Европу”, как мечтает Анатолий Глаз, на фоне улучшения отношений с Европой? Бывший руководитель республиканского комитета профсоюзов работников агропромышленного комплекса Белоруссии Александр Ярошук относительно возможности быстрой географической переориентации молочных потоков сомневается:

Александр Ярошук: Невозможно эти 93% распределить так, чтобы найти в таких объемах места на других рынках. Кроме того, это, конечно, не рынки Евросоюза. Сколько бы мы не говорили о качестве своей молочной продукции, только в незначительной степени она может туда попасть. В первую очередь, из-за параметров качества, а тем более – конкурентоспособности. Поэтому речь в основном о рынках, куда более отдаленных, нежели российский. А в этом случае продукция будет неадекватно дорогой. Поэтому нужно иметь в виду российский рынок, однако совершенно иные должны быть параметры конкурентосособности. Т.е., необходимо принимать непростые решения по реформированию отросли, чтобы в сельском хозяйстве был конкретный экономический интерес, чтобы признавалась частная собственнлость. Все то, что в конечном итоге и должно сделать отросль более эффективной”.

Игорь Карней: Большинство оппозиционных белорусских политков считают, что вина в конфликте с поставками молочной продукции в Россию лежит на руководстве Белоруссии. Так, председатель Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин заявил, что официальный Минск допустил «очередную глупость и головотяпство»: «Хотя здесь и присутствует политический аспект, однако нужно выполнять формальные правила, существующие на российском рынке». По словам лидера оппозиционных коммунистов, это был «мелкий шантаж, которым занялась белорусская сторона».

XS
SM
MD
LG