Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм
Текст: "Настоящее время"
Центр "Досье" 4 сентября выпустил расследование о сыновьях Путина и бывшей гимнастки Алины Кабаевой Иване и Владимире: они живут в изоляции в резиденциях Путина по всей России под охраной ФСО, учатся на дому, в том числе у иностранных учителей, и летают на бизнес-джетах.
Первый сын Путина, Иван, родился в 2015 году, а Владимир – в 2019 году. В публичном доступе есть их фотографии, но журналисты не стали их показывать по этическим соображениям. Источником "Досье", как утверждается, выступил человек, работающий в резиденции Путина. "Он часто видит детей главы государства, хотя и не общается с ними ежедневно", – пишут расследователи.
Журналист "Досье" Илья Рождественский рассказал "Настоящему Времени", как готовилось расследование о детях Путина и Кабаевой: по его словам, оно заняло более полутора лет. Он отдельно подчеркнул, что секретность, которая окружает Путина, строгость изоляции и строгие меры безопасности "сочетаются с некоторой профанацией и необязательностью выполнения этих строгих мер: все немножко забивают на то, что надо, чтобы все было очень секретно, очень тайно".
"Знаете, мы так долго работали над этим материалом, что в какой-то момент нам уже ничто не казалось ни неожиданным, ни интересным. К этой теме (сыновей Путина) я возвращался чуть больше полутора лет. Сначала мы работали с открытыми источниками: с базами данных, с реестрами, с банковскими выписками, со всем, что можно было так или иначе получить, не находясь в России. А в какой-то момент в процессе раскопок этих открытых данных мы нашли источник, который согласился с нами поговорить, – говорит Рождественский. – И дальше в принципе все, что он нам рассказывал, все было удивительно".
Рождественский говорит, что "Досье" сначала опирался на информацию The Wall Street Journal о том, что у Кабаевой и Путина детей трое, но выяснилось, что их двое: Иван и Владимир.
"Мы опирались на эти данные, мы искали следы этих детей, и только разговор с нашим источником помог нам понять, что на самом деле детей двое, – замечает он. – Но, с другой стороны, вообще вокруг детей Алины Кабаевой было довольно много слухов, были фотографии даже, как Кабаева в 2016 году появилась на публике на шоу гимнаста Алексея Немова с двумя мальчиками. Один из них, кстати, действительно ее дальний родственник, но к сыновьям ни тот, ни другой ребенок отношения не имеют. Решающим фактором были именно разговоры с нашим источником и те доказательства, которые он нам показал, фотографии, которые он нам показал. Эти фотографии мы нашли уже потом сами, в том числе по открытым источникам".
"Возможно, наш любимый момент, не только мой любимый, но и моих коллег, который поразил нас, удивил в процессе работы над материалом, – это то, что сыновья Владимира Путина, Иван и Владимир, любят смотреть мультики Disney. И этим они вызывают страшное неудовольствие у своих родителей, потому что родители предпочитают все-таки советские мультфильмы, – рассказывает журналист. – Владимир Путин про это прямо говорил сравнительно недавно, в начале 2024 года, что только советские мультики он воспринимает как "нормальные", а у Disney на экране что-то мельтешит, бегает, ничего невозможно понять, ни в чем нельзя разобраться":
"Но его дети оказались поклонниками мультиков Диснея, они играют, притворяясь героями мультфильмов Диснея, и этим вызывают страшное неудовольствие у отца", – рассказывает Рождественский.
"В принципе все, что связано с этими детьми, это все страшно интересно, потому что это быт запредельно богатых людей, запредельно богатых и никак не ограничивающих себя в каких бы то ни было тратах. Все, что им хочется, они все получают, – подчеркивает он. – И я не только про самих детей, но и про родителей, конечно. Я имею в виду, если родителям хочется провести отпуск на горных лыжах – значит, весь караван снимается с места и передвигается из резиденции на Валдае в Красную Поляну недалеко от Сочи, и там они катаются. И к ним приезжает президент Александр Лукашенко и становится свидетелем их семейного счастья и семейного быта".
"Если семье, родителям хочется покататься на яхтах – значит, они получают флотилию яхт из как минимум 10 судов, которые разбросаны по разным морям, по Балтике, по Черному морю, и у них есть возможность воспользоваться этой флотилией, взять туда учителей, тренеров, которые все равно будут заниматься с детьми, – описывает журналист. – Дети при этом будут точно так же проводить почти все время не с родителями, а с в общем-то чужими им людьми. Они будут заниматься, тренироваться, но просто в этом случае они будут это делать не в резиденции где-нибудь на Валдае или в Сочи, а это будет происходить где-нибудь посреди Ладожского озера".
Журналист подтвердил, что дети Путина и Кабаевой, по сути, живут в изоляции:
"Надо понимать, что, с одной стороны, этих детей не то чтобы специально изолируют: просто Путин сам изолировался, когда началась пандемия, и вот теперь этот режим изоляции продолжается, и все всё равно должны сидеть по две недели в карантине. Но наш источник, работающий в семье президента, рассказывал, что эта изоляция как бы есть, но в принципе карантин можно нарушить, не то чтобы за этим суперстрого следили, – делится он. – Есть резиденция Путина на Валдае, где семья проводит большую часть времени и где, казалось бы, должны быть какие-то совершенно запредельные меры безопасности. Но запредельными они становятся, только когда туда приезжает Путин. Тогда там все нашпиговано сотрудниками службы безопасности президента ФСО, тогда там мышь не проскочит, птичка не пролетит и вообще все очень секретно, тайно и безопасно".
"А в остальные моменты, в принципе, в резиденцию можно попасть, просто пройдя через главный вход. И могут даже документы не спросить, потому что текучка такая, опять же, что всех в лицо не запомнишь, а специальных пропусков как будто бы там и не предусмотрено. Эта строгость изоляции, строгие меры безопасности – все это сочетается с некоторой профанацией и необязательностью выполнения этих строгих мер, – подчеркивает журналист. – В каком-то смысле, да, все пытаются жить по правилам этой паранойи. Но, как почти любой самый суровый закон в России, этот режим паранойи, режим изоляции и безопасности компенсируется некоторой профанацией и необязательностью к исполнению. Поэтому все немножко забивают на то, что надо, чтобы все было очень секретно, очень тайно".
Рождественский отдельно рассказывает о том, что люди, которые работают на Путина и его семью, прекрасно понимают, что он за человек. Расследователи выяснили, что учителей искали через сайт агентства English Nanny, и в том числе так в резиденции оказались учителя английского из ЮАР: эту страну российские власти считают "дружественной" и активно налаживают с ней связи.
"Вообще они понимают, на кого они работают и что этот человек (Путин) может быть опасен: что он и войны начинает, и политических оппонентов убивает, и, конечно, мы теперь беспокоимся, и давно беспокоились, за безопасность своего источника, который нам многое рассказал о быте семьи Путина, – говорит Рождественский. – Персонал понимает, что это совершенно особенные люди. И персонал понимает, несмотря на попытки скрыть, кто на самом деле родители детей, что эти родители – Алина Кабаева и Владимир Путин. Они видели и Владимира Путина самого в этой резиденции, они видят сотрудников ФСО постоянно. Они видели и родственников Алины Кабаевой – в общем, ни для кого не секрет, что да, это совершенно особенная семья".