По данным украинской и западных разведок, российские военные собирают силы на севере Луганской области, чтобы уже с дня на день начать штурмовые действия на харьковском направлении. Украинские военные пытаются сорвать подготовку этого штурма, поэтому сейчас на этом участке фронта не замолкает артиллерия ВСУ: артиллеристы пытаются уничтожить как можно больше российской техники, запасов и живой силы.
Корреспондент Настоящего Времени Борис Сачалко съездил на север Луганской области и поговорил с артиллеристами 14-й бригады имени короля Данила Галицкого. Именно они под городом Сватово встречают российских военных выстрелами самоходных артиллерийских установок калибра 122 мм.
Иван – один из артиллеристов 14-й бригады, он самый младший в расчете. В 2014 году, когда на Донбассе начались бои, ему было всего 13 лет. Сегодня – 21 год. Все восемь лет "скрытого" конфликта в Восточной Украине и почти год открытой войны с Россией – Иван взрослел вместе с войной. И больше всего на свете он хочет, чтобы война наконец закончилась.
"Мечты? Чтобы война кончилась, и побыстрее, – говорит Иван. – Чтобы увидеть родных наконец-то. Ну и чтобы Украина встала на ноги".
Его сослуживцы думают примерно так же:
"Война? Для Украины – это сейчас все", – говорит один из соратников Ивана по расчету.
Огонь артиллерии на этом участке фронта сейчас для ВСУ особенно важен. Российские военные скапливают силы в этом районе, и украинские солдаты подозревают: совсем скоро противник может пойти на прорыв.
"Сейчас они пытаются перегруппировываться, отстреливаются. Но мы больше даем отпору, чем они нам", – говорят они после очередного выстрела. САУ, к которой прикреплен их расчет, способна работать долго, выпуская снаряд за снарядом.
"Находят дроны их позиции, а потом уже мы отработали, – комментируют артиллеристы процесс. – Донаводим пушку. Дает корректировочку, пушка донаводится, и попадаем в цель. Первый снаряд всегда может не попасть, а может и попасть. Зависит от того, как рассчитать. Но если правильный расчет – то точно в цель".
Артиллеристы говорят, что самое главное в экипаже – чтобы все друг друга понимали. "Если будут понимать, то все хорошо получается", – замечают они.
Эта САУ – старая, еще советского производства. Новые, западные артиллерийские установки у ВСУ на этом участке фронта тоже есть, но большую часть работы по-прежнему выполняют именно такие старые машины.
"Она надежная настолько, насколько мы в нее верим. Если за ней ухаживать, она будет работать", – говорит один из артиллеристов про свою самоходку. Но на вопрос, хотел бы он пересесть на иностранную машину, отвечает: "Если бы дали, может, пересел бы".
Самоходка успокаивается, лишь когда цель поражена. После этого машину сразу же хорошо маскируют, закидывая листьями. А экипаж немедленно бежит в укрытие: ведь российская армия тоже ведет контрбатарейную борьбу.
"Какие чувства после работы?" – спрашиваем у артиллеристов.
"Да нормально. Как у легкоатлета, который пробежался 10 километров", – улыбается один из стрелков.
На протяжении дня расчет САУ сделает еще около сотни выстрелов. И 21-летний Иван, и его сослуживцы говорят, что ничего необычного в этой работе нет: просто вокруг идет война – и это пока их работа.
"Ничего, будем работать дальше, как и работали. Ничего не изменилось. Нам не страшно, – говорят они. – К этому привыкаешь со временем".