Россия уже больше двух недель не запускает по Украине иранские дроны-камикадзе "Шахед", сообщил спикер Воздушных сил Украины Юрий Игнат. Он добавил, что это может свидетельствовать о том, что первая партия дронов уже закончилась, а новых России еще не подвезли. Но есть и другое объяснение. Когда дроны-камикадзе только появились на фронте, украинские военные не знали, как с ними бороться. Но постепенно способов сбить или поймать такой дрон стало появляться все больше, а с каждой новой атакой до цели долетали все меньше и меньше "Шахедов". Наш корреспондент Андрей Кузаков поговорил с людьми, которых называют "охотниками за "Шахедами", и посмотрел, как они работают.
Сергей – командир 126-й бригады ВСУ. Раньше его подчиненные воевали на херсонском направлении, но, как только были отправлены с ротации на отдых, на Украину напали дроны-камикадзе. Задача бригады, которой руководит Сергей, – не пропустить эти дроны вглубь территории страны, чтобы они не могли нанести удар по инфраструктуре или жилым домам. Чтобы это сделать, пулеметный взвод переквалифицировался в зенитчиков и стал учиться на ходу бить летящие цели.
Бригада Сергея мобильна: живут в одном месте, а на перехваты могут выезжать за десятки километров.
"Вот здесь мы отдыхаем, пьем кофе, греемся и ждем выходов", – показывают военные "базу" подразделения. Они говорят, что ожидание – это самое сложное, что есть на войне.
Военнослужащий Александр показывает свой оберег, который ему подарила дочь.
"Она говорит: "Папа, пусть он всегда будет с тобой, ты будешь всегда помнить о нас с мамой, и он тебя будет охранять", – с гордостью рассказывает отец. – И вот он всегда со мной, висит над моей кроватью. И я всегда помню о своей семье, они у меня в сердце. И этим я живу".
Когда разведка докладывает, что есть риск запуска дронов, бойцы сразу же грузятся по машинам и едут на позиции.
"У нас есть оперативный дежурный, который круглосуточно наблюдает за воздушным пространством, – рассказывает о взаимодействии с разведкой Сергей. – Если дрон сместится в сторону, то мы мобильной огневой группой стараемся перехватить его и уничтожить".
Бойцы говорят, что каждый такой выезд эмоционально очень похож на охоту. В людях немедленно появляется азарт, главным становится не упустить добычу. Как правило, "Шахеды" запускают со стороны Крыма, они летят группами по шесть-семь штук. Но были случаи, когда одновременно вылетали около пяти десятков смертоносных дронов-камикадзе. Сбивают их бойцы подразделения Сергея с помощью немецкого пулемета MG-3 патронами калибра 7,62 мм. Этот пулемет очень эффективен против дронов именно за счет своей скорострельности: ведь "Шахеды" летят достаточно быстро, и по ним сразу надо выпустить много пуль, как только они появятся в зоне видимости.
"Все движущиеся цели – сложные, – объясняет военный с позывным Вульф. – Чтобы попасть, надо упреждение в несколько корпусов брать. А если ночь, то трассерами (трассирующими пулями) видно, куда стреляешь, приблизительно".
Еще один боец подразделения, которого также зовут Сергей, до начала полномасштабной войны восемь лет работал военкором, освещал российскую агрессию. Весной для него настал переломный момент: он понял, что должен сам взять в руки оружие.
"Был обстрел ракетами Краматорского вокзала восьмого апреля, когда погибли очень много людей, а еще больше пострадали дети, – рассказывает он. – Я видел оторванные конечности маленькой девочки. И после этого я понял, что эту падаль надо давить, я имею в виду оккупантов. И я должен хоть что-то своими руками в этом плане сделать".
Тем временем боевую тревогу отменяют: сегодня россияне "Шахеды" по Украине так и не запустили. Командир подразделения предполагает, что это может быть связано с тем, что у ВСУ появляется все больше таких групп, как его, и эффективность ударов дронов-камикадзе сильно снизилась за последние недели.
"Сначала они их запускали, они пролетали больше и попадали в цель. А сейчас, когда они их запускают, разные мобильные огневые группы, такие как мы, стоим здесь, в разных направлениях, и стараемся их сбивать, – объясняет командир. – Есть и такая информация, что этих дронов на самом деле стало меньше. Но кто знает, сколько их там? Я думаю, что, скорее, они поняли, что уже нет такой эффективности, какая была вначале, в первые недели, когда они их запускали".
За все время с начала применения дронов-камикадзе российские военные запустили по Украине около 400 "Шахедов". Но лишь 80 из них долетели до цели и то в основном в первые дни их применения. Остальные 320 украинские бойцы сумели сбить.