Ссылки

Новость часа

"Когда были оккупированы Киевская область и Мариуполь, мы получали до тысячи заявок в день". Кто и как ищет пропавших людей в Украине


"Передал информацию, что он в колонии в Еленовке": кто и как ищет украинцев, пропавших с начала войны
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:26 0:00

"Передал информацию, что он в колонии в Еленовке": кто и как ищет украинцев, пропавших с начала войны

Украинская телеведущая Екатерина Осадчая вместе с волонтерами создала телеграм-канал, при помощи которого ищут людей, пропавших в Украине с начала военных действий. Сейчас в нем около 20 тысяч фотографий разыскиваемых людей из разных городов: кто-то, возможно, был убит, кто-то лежит в больнице, кто-то был вывезен в Россию и не может связаться с родственниками, а кто-то уехал за границу.

Лилия Борисовская искала в канале своего пропавшего брата Владимира. Последний раз она разговаривала с ним в конце марта, мужчина позвонил ей перед очередной поездкой в Мариуполь.

"Он попросил меня и сказал, что его 3-4 дня не будет на связи. Говорит: "Прикрой меня от родителей", – рассказывает Лилия. Но ни через три, ни через десять дней после поездки в Мариуполь Владимир на связь ни с сестрой, ни с родителям так и не вышел.

"Пять, семь, десять дней его нет, я начала переживать, поняла: что-то случилось. И мы начали размещать в интернете посты на всех страницах", – рассказывает Лилия.

Владимир по профессии электрик. После начала войны он стал волонтером: помогал эвакуироваться мариупольцам. Лилия говорит, что он успел вывезти из блокадного, а затем оккупированного Россией города не один десяток человек. Люди, которым он помог, сняли видео, в котором называют Владимира "дядей Вовой".

"Мы все приехали из Мариуполя. Нас забрал дядя Вова, огромное ему спасибо, – говорят люди на видео. – Нас где-то 17-20 человек. Нас всех забрали бесплатно. Очень случайно так получилось, что подъехали, и мы все сели. Наш дом сгорел, сидели мы в подвале".

Лилия узнала о местонахождении своего брата лишь спустя три недели после его пропажи. Как оказалось, Владимира задержали российские военные и отправили его в колонию в оккупированной Еленовке в Донецкой области. Туда же отправили и военных, которые почти три месяца удерживали в Мариуполе территорию завода "Азовсталь".


"Благодаря этой фотографии мы узнали, где Вова. Мы начали ее размещать везде, и волонтеры размещали. И мы узнали, что Вова в Еленовке. Откликнулись волонтеры, которые сидели с ним в одной камере", – рассказывает Лилия.

В той же еленовской колонии нашелся и молодой человек Альбины – Евгений Малярчук, он пропал два месяца назад. Он тоже был волонтером, возил гуманитарную помощь в Мариуполь. Все это время Альбина искала любую информацию о нем.

"Неделю назад он смог передать информацию через людей. Он передал информацию, что он там (в Еленовке). Смог передать фамилии, и другие родственники тоже получили, фамилии тех, кто находится там, чтобы мы знали об этом", – рассказывает Альбина.

Альбина и Лилия узнали, что в еленовской колонии с их близкими находятся еще как минимум 30 украинцев, которые ранее были похищены российскими военными. Но представители оккупационной власти в Донецке наличие этих людей в колонии не подтверждает, поэтому украинская сторона пока не может внести их в список на обмен.


"Нам сказали, что может помочь Красный Крест. Но там пока тишина. Они должны приехать туда и сказать, мол, у нас есть вот такая информация: "Правда ли, что эти люди находятся у вас?" – описывает процедуру Альбина.

Истории Владимира и Евгения – лишь две из нескольких тысяч историй пропавших во время войны украинцев.

"В органах полиции зарегистрированы заявления и сообщения о пропаже 15 тысяч граждан Украины. 50% из них на сегодняшний день найдены, – рассказывает Роман Кирилевич, начальник департамента уголовного розыска Нацполиции Украины. – К сожалению, часть людей, которых мы разыскали, идентифицированы как трупы с признаками насильственной смерти".

Пропавших без вести ищут не только украинские следователи, офис уполномоченного по правам человека, СБУ и Нацполиция, но и волонтеры – с помощью проекта в телеграме, который создала украинская телеведущая Екатерина Осадчая. Ее телеграм-канал сейчас стал самой масштабной платформой по поиску людей в Украине.

"Сейчас мы получаем около 100-150 заявок в день, но когда была оккупирована Киевская область и Мариуполь, в день мы получали до тысячи заявок, – говорит Осадчая. – Наш телеграм-бот работает таким образом, что когда человек оставляет заявку, большое количество волонтеров ищет списки людей – которые эвакуированы, перемещены, депортированы, вывезены в так называемые "ЛНР" и "ДНР", вывезены в Россию, поступивших в больницы. Идет огромная работа".

К сожалению, историй, когда волонтерам удается установить, где находится пропавший человек, гораздо меньше, чем тех, когда никаких следов пропавшего вообще нет. Общего реестра пропавших без вести лиц в Украине пока не существует. Но в правительстве обещают, что скоро он появится. Для этого уже создан новый институт: уполномоченный по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Именно он будет координировать структуры, которые занимаются поиском людей в Украине во время войны.

ПО ТЕМЕ

XS
SM
MD
LG