В Украине уже 50 дней продолжается война, развязанная Россией, а Мариуполь уже более 40 дней продолжает находиться в блокаде российских войск под постоянными обстрелами. Выбраться из города практически невозможно, особенно на территорию Украины: окружившие город российские военные выпускают только некоторых женщин и детей – пешком и в основном заставляют их ехать на территорию России или сепаратистской "ДНР". Не имея возможности выбраться из города по суше, 31-летний Дмитрий Юрин решился на побег по морю. Юрин проплыл 4 км в Азовском море без снаряжения: на нем был только гидрокостюм, а с собой – четыре пустые пластиковые бутылки. Четыре километра он плыл более трех часов, рискуя здоровьем: у Дмитрия эпилепсия, и он очень боялся приступа.
Дмитрий говорит, что его болезнь обострилась от стресса: после авиаудара по Драмтеатру в Мариуполе, где погибли сотни человек, ему стало хуже. Юрин рассказывает, что был у Драмтеатра, помогал раненым:
"Это шоковое состояние, но кому-то можно было помочь, – рассказывает он. — Крики, дети орут".
После бомбардировки Драмтеатра Юрин и решил бежать из города. Но сделать это по суше ему не удалось: все выходы из города блокируют российские войска.
"Или в плен возьмут, или издеваться будут", – коротко говорит мужчина.
И тогда он решил бежать морем. Азовское море в окрестностях города Дмитрий знал хорошо: раньше он там много рыбачил с отцом. Также Дмитрий говорит, что подолгу находился в холодной воде и понимал, чего ему ожидать в холодную ночь. К берегу он добирался ночью, тропами.
"Постоянно было чувство опасности, даже когда идешь до моря", – говорит он.
С собой у Дмитрия был только гидрокостюм и четыре пустые пластиковые бутылки – чтобы было чуть легче держаться на воде, когда он устанет.
"Был момент страха и момент холода, сердце стучало очень быстро. Ты слышишь, как стучит сердце, особенно, – рассказывает он. – У меня была паника страха, что меня увидят и застрелят, потому что подумают, что я какой-то залетный, что информацию хочу взять. Они бы по-любому придумали причину. А я не смог бы им объяснить – я просто хочу убежать".
Чтобы военные его не заметили, Дмитрий сначала от берега отплыл на 100 метров и только потом начал движение в сторону территории, которую контролируют украинские военные. Он двигался вдоль побережья, но признается, что силы закончились уже на первом километре.
"Сперва я думал, что так проплыву. Но уже через 800 метров дыхалка устала, все устало, – рассказывает Юрин. – Хорошо, что я догадался с собой бутылки взять, без них я бы точно не проплыл. Я сразу под себя эти бутылки положил, одну под грудь, одну под горло и просто по-собачьему дальше поплыл".
Дмитрий плыл более трех часов к селу Мелекино Донецкой области. Выбравшись на берег, он встретил местного пенсионера, а тот пригласил его в дом.
"Я попил чая, согрелся, он мне дал вещи свои. Было очень приятно. Люди старые помогли. Он посадил меня с людьми, я доехал до Запорожья [на подконтрольную Украине территорию], – рассказывает Юрин. – А дальше во Львов".
У Дмитрия не было ни денег, ни документов, но ему повезло: его приютили волонтеры в одной из городских школ. Сейчас он оформляет документы, планирует стать волонтером и устроиться на работу, чтобы помогать другим беженцам.
Львовский врач-реабилитолог Василий Пижевский, который осматривал Дмитрия, говорит, что без подготовки плыть 4 км в холодной морской воде крайне опасно, особенно имея такое заболевание.
"Резкое изменение температуры, в мышцах идет сильное сокращение. Если человек не подготовлен – у него шок происходит. Из-за этого шока человек может потерять сознание и утонуть", – объясняет врач. Но сам Дмитрий свою историю не считает особенной.