Ссылки

Новость часа

Спасатель, электронщик, технолог. Истории трех белорусов, которые после выборов потеряли работу из-за политической позиции


После президентских выборов в Беларуси около 13 тысяч человек стали жертвами репрессий за участие в мирных протестах: они были задержаны, получили аресты или штрафы, остались без работы из-за своих политических взглядов. Помогать друг другу белорусы стали сами.

Как белорусы помогают друг другу справиться с репрессиями
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:12 0:00

Сергей

Сергей Немогай потерял работу на минском заводе "Интеграл", где производят электронику: из-за того, что открыто выступил против милицейского насилия и фальсификаций во время президентских выборов. Свой первый рабочий день после выборов молодой человек помнит до сих пор.

"После 9 августа не только со мной, но и во всей стране все поменялось. Все стало по-другому. Девятого августа началась наша с коллегой забастовка, и спустя 3 дня я был уволен", – вспоминает он.

Забастовка Сергея продлилась всего три дня и не стала массовой, но его уволили с завода по статье. Также руководство завода заявило, что молодой человек не отработал обязательное время распределения после учебы в вузе, а это значит, что Немогай остается должен государству почти 2 тысячи долларов.

Сергей признается, что, если бы не поддержка белорусов, ему пришлось бы тяжело.

"Солидарность белорусов очень чувствуется: в помощи финансовой, в поддержке друзей, людей, которые меня совершенно не знают. Это видно на всех митингах, акциях, – говорит Немогай. – Это видно не только по тому, как люди ко мне относятся. Но и вообще в целом друг к другу: общество изменилось".

Сергей говорит, что не жалеет, что остался без работы: осваивает новую профессию и верит в перемены к лучшему.

"Сейчас я студент. После работы на "Интеграле" решил, что буду учиться. Сейчас я учусь в двух местах: в Киевской семинарии и в БГУИР (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники) на заочном. Со мной, в принципе, все хорошо: я хожу на протесты, поддерживаю новую Беларусь. В принципе, все хорошо".

Максим

Минского спасателя Максима Сташуленка тоже уволили со службы из-за его гражданской позиции. Пожарный предупредил жителей одного из столичных районов, что в их двор едут сотрудники МЧС и милиция снимать бело-красно-белый флаг.

"Я написал, чтобы предупредить жильцов: потому что постоянно эти конфликты происходят, – рассказывает Максим. – Сотрудники ОМОНа приезжают на снятия флагов, даже несколько человек задержали. До абсурда это все доходит".

Белорусских сотрудников МЧС после выборов 9 августа регулярно привлекают к снятию бело-красно-белой символики, которую у себя во дворах вывешивают местные жители. У тех пожарных, кто отказывается это делать, возникают проблемы на службе. Но, несмотря на репрессии, снимать неугодный для властей флаг соглашаются не все.

Максима Сташуленка после его поступка с работы уволили в тот же день и в течение трех суток потребовали освободить служебную квартиру: в ней мужчина жил с беременной женой и маленьким сыном. Максим вспоминает, что самое трудное дня него было – рассказать супруге об увольнении.

"Я купил букет цветов, ехал домой. Когда я подъехал, под окнами уже стояли люди, которых, опять же, я не знал. Пара знакомых человек было. Они стояли, пели песни, фонариками светили. Тут даже какой то музыкальный инструмент был, мини-оркестр был", – вспоминает Максим.

"Я открываю дверь: стоит Максим весь такой расстроенный. Я спрашиваю: что случилось? Отвел последовал: я уволен, – рассказывает его жена Ульяна. – Я обняла его и сказала: "Все шло к этому: ты всегда за справедливость, за честность, за правду. Когда-нибудь это должно было произойти".

Максим говорит, что уже в день увольнения получил десятки звонков с предложениями о помощи – от совершенно незнакомых людей. Такой солидарности семья Сташуленок не ожидала.

"Количество звонков было – я не сосчитаю. У меня два дня телефон просто...ну без звонков он не был. Постоянные звонки, смс, – рассказывает Максим Сташуленок. – Я на сообщения во "Вконтакте", вайбере, в инстаграме, что мне приходили, отвечал уже после 11 часов вечера, когда прекращались звонки".

Сейчас Максим работает в IT-компании и вместе с адвокатами добивается восстановления на службе. Он подчеркивает, что не жалеет, что написал сообщение и предупредил людей.

"Конечно, обида есть, расстройство, что уволили. Работаешь – а в один миг ты становишься ненужным. Все твои качества перечеркиваются в один миг, когда ты становишься другим или становишься несогласным", – сетует он.

Екатерина

Про солидарность белорусов рассказывает и бывший технолог Екатерина Гапоненко. Она еще в августе попросила руководство своего предприятия организовать забастовку, но ей отказали. В ответ девушка написала заявление на увольнение. Сейчас Екатерина участвует в мирных акциях протеста и активно поддерживает заводчан.

"Выйти на забастовку лично для меня – это значит высказать свое мнение против насилия, против беззакония. Против того, что мы не можем свободно выйти на улицу и высказать свое мнение, – говорит Екатерина. – Что мы не имеем права выйти в одежде определенного цвета, в браслетах определенного цвета. Нас арестовывают, нас бьют люди в форме, неизвестно, кто это, за что. Я считаю, что это беззаконие, а право в демократической стране – это приоритет".

Екатерина говорит, что об увольнении не жалеет, хотя и признается, что уходила в никуда. Сейчас она осваивает IT и так же, как Максим и Сергей, надеется на лучшее.

"Поддержка невероятных белорусов была и до выборов, и во время выборов, а после она приобрела огромные невероятные масштабы, – говорит Гапоненко. – Лично мне была оказана и материальная поддержка, и поддержка в переквалификации в сфере, которая мне интересна, которая развивается. Каждый белорус сейчас делает все возможное, чтобы здесь остаться. Для того чтобы не просыпаться с мыслью, что где-то лучше, а просыпаться и засыпать с мыслью, что здесь лучше, что я делаю максимум. И жить в невероятной стране с невероятными людьми в маленькой Швейцарии".

Белорусам, которые остались без работы по политическим причинам, помогает в том числе Фонд солидарности BYSOLL. Деньги для поддержки пострадавших приходят со всего мира, сейчас на счету фонда около 2 миллионов долларов.

"Белорусское общество сейчас живет под знаком солидарности. И эта солидарность заключается не только в том, что люди переводят деньги на счета благотворительных фондов, лайкают и шерят посты, каких-то людей, которые пишут о ситуации в стране, но и помогают фактически, – говорит правозащитник Андрей Стрижак. – Если человек попал в беду, то ему оказывают помощь в виде переобучения или переквалификации. Весь мир сейчас смотрит на Беларусь с надеждой. Весь мир очень вовлечен в ситуацию в Беларуси, такого внимания к нашей стране не было никогда и вряд ли еще когда-либо будет. И мы должны полностью использовать эти возможности для того, чтобы перемены в стране произошли как можно быстрее и они были мирные".

После выборов помощь от фонда получили около трехсот жителей Беларуси, которые попали под репрессии. Более тысячи заявок сейчас находится на рассмотрении.

XS
SM
MD
LG