Ссылки

Новость часа

"Большинство людей в органах – не отморозки". Предприниматель Микита Микадо рассказывает, как будет помогать белорусским силовикам


Сооснователь и CEO PandaDoc Микита Микадо – белорусский предприниматель, получивший особенно широкую известность после выхода фильма Юрия Дудя о Кремниевой долине, – на четвертый день протестов в Беларуси обратился к силовикам. Он предложил им помощь, если они "перейдут на сторону добра", и призвал коллег-предпринимателей сделать то же самое.

Что это за помощь и кто уже попросил ее – об этом мы спросили Микиту Микадо в эфире Настоящего Времени.

Микита Микадо о помощи белорусским силовикам, "переходящим на сторону добра"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:10:01 0:00

"Переходить на сторону добра"

– История про предложение работникам силовых структур помощи, как она выглядит? Как разовая помощь или как системная помощь? Кто за ней обратился и что люди просят?

– В первую очередь я хотел бы вас немного поправить. Я не предлагал сотрудникам силовых структур покидать эти структуры. Я им предлагал переходить на сторону добра.

– Объясните, что это значит?

– В Беларуси более 90% населения на текущий момент разделили добро и зло. Совершенно понятно, кто где, и совершенно понятно, кто кого защищает и кто за что выступает.

– То есть, по-вашему, чтобы быть на стороне добра, не обязательно снимать погоны?

– Я думаю, что не обязательно. Более того, судя по последним нескольким дням, возможно, их нужно оставить, потому что большинство людей в органах – не те отморозки, которые пытают людей в тюрьмах и которые избивают людей на улицах. Большинство людей в силовых структурах Беларуси – люди достойные, добрые и милые, как и все остальные белорусы.

"Человек увольняется и на него вешают долг – от 10 до 25 тысяч долларов"

– А я верю, что любой стране нужна милиция или полиция, антитеррористические подразделения, вообще нормальные ребята и девчонки в форме, как говорит Юрий Дудь. Тут трудно с вами не согласиться.

– И то сообщение, которое я записал, я записал эмоционально. Это был эмоциональный порыв. Когда я увидел во вторник избиение людей на улицах Минска, я просто не мог стоять в стороне, и я хотел что-то сделать. Я не верил и до сих пор не верю в то, что все милиционеры и все военные плохие. Это не так.

С этого момента мне написали не десятки – счет уже идет на больше чем тысячу сообщений. Мы с женой пытаемся их как-то разобрать. Пишет огромное число людей. И история большинства из них шаблонная. Человек пошел бесплатно учиться в Академию при МВД или в Военную академию. И сейчас по белорусскому закону этот человек обязан отработать на государство пять лет. Если человек увольняется, то на него вешают долг – какие-то сумасшедшие суммы. Мне называли цифры от 10 до 25 тысяч долларов. Это то, что люди должны государству, если они сейчас уволятся. У них маленькие дети, семьи. Они понимают, что они умеют делать то, что умеют, а больше работодателя в Беларуси для этого нет. Если они уволятся, то они всю жизнь будут должны.

Либо у них контракты – то же самое. В Беларуси есть контрактная система. Если ты увольняешься раньше времени, то тогда ты тоже должен в случае силовых структур [заплатить] крупные штрафы государству. Люди боятся этого и еще вдобавок – репрессий со стороны тех структур, в которых они работали. Хотя большинство из них пишут: "Мы голосовали за Тихановскую. Мы понимаем, что эти 80% – это бред вообще".

Деньги, обучение, юридическая помощь

– И чем же вы им можете помочь?

– На текущий момент я верю в то, что в Беларуси ситуация изменится к лучшему. Я верю в победу народа. Мне кажется, что лед уже тронулся. И очень важно новым лидерам страны четко обозначить для наших силовиков то, что никто не будет на них вешать кабалу. И на тех, кто не совершал преступлений, не зверствовал над людьми, – этих людей не будут преследовать. [Донести им] что эти люди нужны новой Беларуси, что без них мы не сможем построить нормальное общество и нормальную страну. Я считаю, что это очень важно.

Чем конкретно я могу помочь? Что я писал силовикам? Когда это все дело только началось и был кровавый замес в Беларуси, я предлагал помощь с первым месяцем жизни в другой стране, потому что мне казалось, что если мы проиграем, то будет тридцать седьмой год – будущего не будет. Надо бежать из страны этим людям, если они переходят на сторону добра, а добро проиграет.

Пару лет назад я делал такую инициативу, где я и группа других айтишников помогали людям войти в нашу сферу, научиться. Процент тех, кто вошел, – это больше половины людей. Они приходили из таких индустрий, как милиция и военное дело, и учились программировать, учились маркетингу веб-приложений, мобильных приложений, устраивались на работу. На текущий момент они счастливы и довольны. А я спонсировал их образование и помогал, приводил менторов, помогал советом, сам был ментором.

– Вы предлагаете им немного поменять свою жизнь – найти работу, которая бы не была связана с силовыми структурами и позволяла бы накормить семью, да еще и была интересной.

– Да, предлагал. Тогда не было понятно – победит ли добро. А сейчас понятно – добро победит. И в новой Беларуси они могут заниматься своим любимым делом. Хотят перейти в IT – пожалуйста. Пишите, приходите, мы вот сделали сайт siloviki.tilda.ws – там можно оставить заявку. Я не один такой. Из тех, кто мне писал эту тысячу сообщений, три из пяти – это силовики, а два из пяти – это такие же люди, как вы и я, которые тоже хотят включиться и помочь.

– Кроме переобучения тем, кто остается, вы кроме совета чем еще можете помочь? Деньгами для усиления своей позиции или какой-то юридической помощью?

– Да, юридической помощью. Откликнулась куча адвокатов. С теми, с кем я успел списаться, поделился телефонами и имейлами [адресами] адвокатов, которые обещают помощь в этом контрактном праве, которые говорят, что все не так однозначно с этими контрактами.

– Можно ли сказать, что если человек окажется в трудной ситуации, например, это сотрудник милиции или военный, то он может к вам обратиться? И в конце концов сейчас не будет универсального ответа – чем ему помочь. Но какое-то решение вы попробуете вместе найти?

– Да, какое-то решение мы точно найдем. Если решение финансовое – это не проблема. Я, опять же, говорю, я не один такой. Больше сотни человек откликнулись и сказали: мы тоже хотим помочь, нам нужна защита, нам нужны правоохранительные органы и военные, которые защищают нас, которые защищают белорусский народ.

– Было бы здорово, если бы белорусские айтишники создали бы действующий профсоюз силовых структур, и это была бы удивительная синергия гражданского общества и военных.

– Гражданское общество уже создало фонд. У меня в инстаграме есть ссылка на фонд, который собирает уже деньги для силовиков. Сегодня утром это было начато.

По теме

XS
SM
MD
LG