В Беларуси в пригороде Минска задержали 33 человек, которых власти называют боевиками российской " ЧВК Вагнера". Как сообщает государственное информационное агентство БелТА, правоохранительные органы якобы получили информацию о прибытии в страну более 200 боевиков "для дестабилизации обстановки в период избирательной кампании". 9 августа в Беларуси должны состояться выборы президента.
Позже российский писатель Захар Прилепин, который воевал на Донбассе на стороне сепаратистов так называемых "ДНР" и "ЛНР", опознал в задержанных людей из своего батальона.
Юрист правозащитного центра "Весна" Валентин Стефанович называет задержания в контексте событий последних лет подозрительными. Он также рассказал Настоящему Времени, почему так думает, может ли это быть спланированной операцией властей Беларуси и перенесут ли президентские выборы из-за задержанных "боевиков":
— Информации пока очень мало. Кто эти граждане: белорусские граждане, иностранные граждане – пока непонятно. Но сама по себе ситуация очень тревожная, поскольку в преддверии этих событий Лукашенко посещал несколько военных частей и спецподразделения армии Министерства обороны, где он говорил, в том числе и госсекретарь Совета безопасности Андрей Равков, что многие современные войны начинаются с беспорядков, протестов и демонстраций и что по современной военной концепции наша белорусская армия имеет право участвовать в восстановлении конституционного порядка в стране и в подавлении возможных массовых беспорядков.
Недавно Лукашенко высказал свою мысль чуть точнее, что если наших боевиков недостаточно, то всегда можно привлечь кого-то из иностранных государств, что это военные люди и их готовят в частных военных агентствах. А сегодня мы читаем, что 32 таких человека задержаны. Это, конечно, подозрительно. У нас Лукашенко очень часто анонсирует такие события и бежит впереди паровоза.
Учитывая предыдущий опыт, который у нас был, я бы сказал, что во время всех последних избирательных кампаний или значимых событий, которые происходят в стране, у нас всегда каким-то образом обыгрывают тему "боевиков", вмешательства иностранных государств, заговоров и тому подобное.
В 2006 году во время президентских выборов у нас демонстрировали боевика, якобы задержанного в Беларуси, который по телевидению утверждал, что якобы проходил обучение на Кавказе у каких-то израильских, арабских и британских тренеров, что его забросили сюда, чтобы он дестабилизировал ситуацию, чтобы он отравил водопровод с помощью дохлой крысы. Все это помнят из уст тогдашнего председателя КГБ Степана Супаренко. Поэтому его тогда прозвали крысоловом.
А заявления с тем, чтобы выходить на площадь, были восприняты чуть ли не заговором с целью свержения государственной власти. Потом также рассылались СМС, что оппозиция чуть ли не готовит взрывы и провокации на площади. Но ничего этого, конечно, не было. Но был тогда палаточный городок, который потом разогнали в течение нескольких дней.
В 2010 году показывали кадры какого-то гаража в Малиновке, на окраине Минска, он был забит оружием, гранатометами, арматурой заточенной и еще кто знает чем. Это тоже якобы готовили боевики, чтобы дестабилизировать ситуацию. В 2010 году, мы знаем, чем кончилась демонстрация 19 декабря.
Но во всех этих случаях мы как-то не увидели продолжения этих чудесных историй о привлечении кого-то к ответственности. В 2017 году, когда были протесты против закона "О тунеядцах", появилось "дело Белого легиона", по которому проходили несколько десятков человек. Уголовное дело было возбуждено по статье "Незаконное вооруженное формирование".
Организация "Белый легион" действительно существовала в 1990-е годы, это такая правая организация белорусских националистов, которая никаких вооруженных акций, конечно, не готовила. Они участвовали в демонстрациях 1996-1997 годов, потом про нее очень долго ничего не было слышно. И вот в 2017 году это всплыло. Был ряд каких-то заявлений, по телевизору показывали кадры следствия, где демонстрировали оружие, боеприпасы. Сами некоторые фигуранты выступали и рассказывали, что они подготавливали припасы и что-то там испытывали.
Но в конце года дело было прекращено из-за отсутствия состава уголовного преступления, в том числе в отношении фигурантов, у которых под камерами изымали автоматы из багажника. У них была как минимум еще одна статья о незаконном хранении огнестрельного оружия. Люди были освобождены, дела прекращены, попытки некоторых фигурантов взыскать ущерб за незаконное содержание в СИЗО ничем не увенчались. Им сказали, что мера пресечения была законной в рамках возбужденного уголовного дела, а то, что его прекратили из-за отсутствия состава, ну, скажите спасибо, что вообще выпустили, никаких денег вам не дадим.
Поэтому в совокупности это все делает эту информацию достаточно подозрительной. Посмотрим, как будут развиваться события. 3 августа будет послание Лукашенко парламенту Беларуси и народу. Обычно он перед выборами всегда выступает, но в этом году такого послания пока не было. Некоторые предполагают, что во время этого послания он может ввести чрезвычайное положение и перенести выборы. Теоретически это возможно. Потому что вооруженные наемники – это почти интервенция. Надеюсь, мобилизации не будет.
Единственное основание для переноса выборов – это чрезвычайное положение. И это, кстати, входит в компетенцию президента: он издает указ, в котором обговаривает сроки и дает исчерпывающий перечень допустимых ограничений прав и свобод граждан, которые будут действовать в период ЧП: свободы перемещения, митингов, демонстраций и так далее. И это ЧП является основанием для переноса выборов.
Но мне кажется, что это вряд ли произойдет, это уже слишком, что ли. Мне кажется, что вся эта история будет использована для превентивных задержаний, которые потихоньку уже перед выборами начались в Беларуси, и еще большего ужесточения репрессий в преддверии выборов. И в первую очередь – на то, чтобы не допустить проведения каких-либо акций протеста сразу после выборов, 9 и 10 августа. Я думаю, что именно в этом поле будет развиваться ситуация. Но теоретически выборы могут быть перенесены в связи с объявлением ЧП.
Сейчас, когда рейтинг доверия Лукашенко и его поддержки упал, и это очевидно – у нас нет, конечно, социологических цифр, потому что нет независимой социологии, – но это чувствуется, это видно. Посмотрите, что происходит на пикетах и встречах Тихановской с избирателями. В том числе на востоке Беларуси, в нашем так называемом красном поясе, где всегда была основная избирательная база Лукашенко: там на пикеты приходят тысячи и тысячи людей. Поэтому сейчас, как мне кажется, что бы он ни сказал по телевидению, это не будет восприниматься людьми иначе, как уловки власти, которых мы в этом году уже много видели.
Начиная от посадки кандидатов в период выборов, прямо в разгар кампании. Поэтому мне кажется, что первоочередная задача нынешней истории – это поддержка у людей атмосферы страха. Чтобы люди боялись. Зачем Лукашенко ездит по военным частям и совещается с военными? Он демонстрирует, что армия и милиция с ним, и если будет мало милиции, то у него еще есть армия. Поэтому, мол, сидите дома, никуда не ходите и не дестабилизируйте ситуацию в стране: это основной посыл этих вещей. И боевики в лесах тоже будут использованы в этом разрезе.