Уже год продолжается война в Украине, и до сих пор ни одна из стран Центральной Азии не поддержала, но и не осудила публично российское вторжение в соседнюю страну, предпочитая занимать подчеркнуто нейтральную позицию. Война поставила власти стран Центральной Азии в неловкое положение. С одной стороны Москва – их главный политический и экономический союзник. С другой – Запад может наложить на них санкции за поддержку России.
Настоящее Время изучило, как изменилась позиция стран Центральной Азии по войне в Украине за год.
УЗБЕКИСТАН
Впервые Узбекистан появился в ленте новостей в контексте войны в Украине уже на следующий день после начала российского вторжения. 25 февраля президент Шавкат Мирзиёев и российский лидер Владимир Путин поговорили по телефону на эту тему. Однако пресс-службы двух президентов преподнесли их разговор по-разному. В Кремле тогда заявили, что Узбекистан якобы "с пониманием" отнесся к действиям России в Украине. А вот в сообщении официального Ташкента таких строк не было: через день пресс-секретарь Мирзиёева в заявлении подчеркнул, что Узбекистан занимает нейтральную позицию в конфликте России и Украины.
Через год после начала войны Ташкент своего нейтрального мнения официально не изменил. Но при этом Узбекистан одним из первых в Центральной Азии призвал прекратить военные действия, отказался признавать сепаратистские так называемые "ДНР" и "ЛНР". Во время российских "референдумов" в оккупированных областях Украины (их не признают ни Киев, ни страны Запада) в Ташкенте заявили, что уважают территориальную целостность государств.
КЫРГЫЗСТАН
В первые дни войны российские СМИ пытались спекулировать и на официальной позиции Бишкека. После телефонного разговора Садыра Жапарова и Путина агентство "РИА Новости" сообщило, что президент Кыргызстана во время беседы якобы поддержал действия России по вторжению в Украину. Тогда пресс-секретарю Жапарова пришлось давать пояснения: он уточнил, что Кыргызстан выступает за мирное урегулирование конфликта.
В апреле 2022 года Жапаров, вопреки российской позиции, прямо назвал войну в Украине "войной", а не "спецоперацией" (на этом термине настаивает официальный Кремль, который продолжает заявлять, что "не воюет с народом Украины", а только с "киевским режимом"). Жапаров также тогда еще заявил, что Кыргызстан придерживается нейтралитета в конфликте Киева и Москвы.
Такую позицию официальный Бишкек занимает до сих пор. Правда, при этом власти Кыргызстана несколько раз срывали протестные митинги у посольства России и никак не реагируют на вербовку на войну кыргызстанцев, которые отбывают сроки в российских колониях.
С другой стороны, МИД Кыргызстана никак не отреагировал на признание Москвой так называемых "ЛНР" и "ДНР". Но президент Садыр Жапаров при этом озвучил пропутинскую позицию: что "возможно, это было вынужденной мерой для защиты мирного населения территорий Донбасса".
КАЗАХСТАН
Пожалуй, самую смелую позицию по войне в Украине из всех стран региона занял Казахстан: не исключено, что это было связано с обострением российско-казахстанских отношений и вопросом о статусе территорий Северного Казахстана.
Через неделю после начала российского вторжения в Украину президент Казахстана Токаев призвал Москву и Киев к переговорам. Затем из Астаны прозвучали слова о том, что Украина должна оставаться независимым и территориально целостным государством. В Казахстане с самого начала войну называют "войной" и обещают, что западные санкции в отношении России будут обязательно соблюдаться. Токаев также назвал так называемые "ЛНР" и "ДНР" "квазигосударственными образованиями" и пояснил, что Казахстан никогда не признавал самопровозглашенные страны.
Официальной Астане не раз приходилось уклоняться от нападок МИД России – например, из-за установки казахских "юрт несокрушимости" в Буче и Киеве. В ответ за этот год российские деятели неоднократно обвиняли Казахстан в якобы растущем национализме и даже грозили ему украинским сценарием.
ТАДЖИКИСТАН
Официальные лица Таджикистана впервые прокомментировали войну в Украине лишь за неделю до ее годовщины: до этого никаких заявлений по этому поводу не было. Глава МИД страны Сироджиддин Мухриддин заявил, что Душанбе выступает за скорейшее прекращение войны, подчеркнув, что у Таджикистана традиционно хорошие отношения как с Россией, так и с Украиной. Также он отметил, что власти против того, чтобы в боевых действиях участвовали находящиеся на территории России граждане республики: их, как и кыргызстанцев, активно вербуют как в боевые части, так и на работы на оккупированных территориях Украины.
ТУРКМЕНИСТАН
Туркменистан почти никогда не высказывается по внешнеполитическим вопросам: страна официально придерживается нейтралитета уже более двадцати лет. Однако местные СМИ регулярно сообщают, что Ашхабад склоняется на сторону России в военном конфликте в Украине. Например, журналисты туркменской службы Радио Свобода писали, что туркменистанские чиновники проводят собрания, в ходе которых обвиняют Запад в провоцировании войны в Украине.
Показателен еще один случай: во время заседания Совета министров ОБСЕ в начале декабря представитель Туркменистана Хемра Аманназаров покинул зал во время выступления министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, но вернулся сразу после того, как его украинский коллега закончил речь.