Бежавшего в Казахстан после объявления мобилизации майора Федеральной службы охраны (ФСО) России Михаила Жилина экстрадировали в Россию, передает казахская служба Радио Свобода.
В комментарии Радио Азаттык супруга Жилина сообщила, что ее мужа отвезли из Астаны в Семей (город на северо-востоке Казахстана, находится рядом с российско-казахстанской границей – НВ). "Полтора часа назад он мне позвонил и сказал, что находится в городе Семей и его собираются везти на границу [с Россией]", – уточнила она.
Директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис подтвердил Радио Азаттык, что Жилина действительно депортируют. Правозащитник подчеркнул, что Казахстан, несмотря на репутационные потери, выдал Жилина России из-за "оказанного давления".
"Пока не разобрались со статусом беженца, депортировать нельзя. Он первый и второй суд по депортации проиграл, а по статусу беженца он проиграл только первый суд, второго еще не было. Кроме того, есть специальные процедуры, можно обращаться в Комитет ООН по правам человека, который потом присылает "подождите, пока мы не рассмотрим". Тут есть нюансы. По существу, они сейчас нарушают Конвенцию о статусе беженцев", – отметил Жовтис.
12 декабря суд в Астане постановил заключить Михаила Жилина под стражу в СИЗО на 40 суток. По словам супруги Жилина, суд вынес решение в режиме онлайн, без присутствия наблюдателей. Женщина также уточнила, что родственники и адвокаты добиваются обжалования решения управления координации занятости и социальных программ Абайской области, которое 30 ноября отказало Михаилу Жилину в статусе беженца.
В начале декабря Жилина арестовали в столице Казахстана при попытке улететь в Армению.
В России Михаил Жилин отвечал за правительственную связь президента Владимира Путина с регионами, имел доступ к государственной тайне, и из-за этого ему был запрещен выезд за пределы страны.
После начала полномасштабного вторжения России в Украину ему отказали в праве на увольнение, но после объявления мобилизации майор все-таки решился на побег: он пересек государственную границу с Казахстаном и был задержан пограничниками, но позже отпущен. Какое-то время он провел с семьей в казахстанском Семее, где подал ходатайство о предоставлении ему политического убежища, но получил отказ.
В Казахстане остались минимум 100 тысяч бежавших от мобилизации россиян. Что они делают и собираются ли возвращаться на родину?