В Сухуме на площади Свободы прошел митинг в поддержку объявивших голодовку активистов инициативной группы «За ратификацию 20-й статьи Конвенции ООН». Участники митинга требовали, чтобы депутаты приняли поправки в антикоррупционный закон «О декларировании доходов, расходов и имущества публичных служащих и депутатов». Депутаты пообещали сегодня рассмотреть предлагаемые поправки, а завтра на сессии принять закон.
Закон «О декларировании доходов, расходов, имущества публичных служащих и депутатов» был принят парламентом в феврале этого года. Однако его приняли в таком виде, что он, по мнению многих, не способен работать.
Участники акции и митинга требуют внести поправки в закон, в частности, расширить круг декларантов, чтобы свои доходы и имущество декларировали супруг (супруга), несовершеннолетние и совершеннолетние дети, родители, родные братья и сестры. В принятом законе этот круг ограничен только супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми. Снять гриф «секретно» с ряда сведений декларанта, чтобы в декларации не было никакой конфиденциальности. Прописать возможность для Министерства по налогам и сборам, МВД, СГБ, Генеральной прокуратуры, судов и физических лиц направлять запросы по уточнению сведений, указанных в декларации. Обозначить для декларанта, представившего недостоверные сведения, ответственность в виде освобождения от занимаемой должности без права восстановления. Закон должен вступить в силу в момент принятия.
На площади Свободы и в районах Абхазии идет сбор подписей под обращением к парламенту принять эти требования, петицию подписали уже около десяти тысяч человек. Однако парламент не реагировал ни на голодающих, ни на призывы общественных организаций.
Голодовку объявили шесть человек. Одну участницу акции – Марину Агрба сегодня госпитализировали с высоким давлением. Другой – Бота Ажиба во время митинга потерял сознание. На площади дежурит «скорая», и медики оказывают людям первую помощь.
В митинге приняли участие около двухсот человек.
Джансух Адлейба, который держит голодовку уже десять дней, сообщил, что они требуют: «В полном объеме принять закон. Нам нужен стандартный закон, который приняли 185 цивилизованных стран мира. Вот эта тягомотина, вот это растягивание уже достало нас. Хотим результат. Примите стандартный закон и все!»
Астамур Какалия, лидер инициативной группы «За ратификацию 20-й статьи Конвенции ООН», пришел из парламента и проинформировал собравшихся: «Комитетское заседание идет, наши поправки будут учтены, депутаты согласны с этими поправками, и, скорее всего, завтра закон будет вынесен на сессию. Мы только что говорили с Ильей Гуния, Иналом Тарба и Кахой Пертая (депутаты). Они сейчас собрали заседание комитета по правовой политике. Вроде мы друг друга хорошо понимаем, в принципе, и мы, и они уже наизусть знаем этот закон, они с поправками согласны, они, скорее всего, пройдут комитетское слушание и будут вынесены на сессию завтра. Все надеются, что будет сессия».
Участники митинга шумно выражали негодование тем, что депутаты не торопятся принять решение, как будто их не волнует судьба голодающих, их призвала к спокойствию Асида Кортуа, она тоже десятый день не ест и не уходит с площади: «Прошу всех, кто пришел, всех неравнодушных, пожалуйста, сохраняйте спокойствие. Этот клич мы не кидали, вы изъявили желание прийти и поддержать нас во всем этом, чтобы закон был принят. От того, что мы будем кричать, ничего не изменится. Нам сказали, что примут закон завтра. Обещали, вы все это слышали. Давайте не будем уподобляться тем, которые бегут и крушат наш парламент. Давайте тихо, спокойно подождем. Если кто-то хочет остаться с нами, не расходитесь, пожалуйста, дожидайтесь результата, стойте с нами спокойно. Мы тут сидим уже ровно десять дней. Я последние силы собираю, чтобы до вас это донести».
Свое отношение к ситуации выразила журналист Екатерина Бебия, она сделала попытку убедить спикера парламента Валерия Кварчия отреагировать на акцию, но успеха не добилась: «Ситуация очень нехорошая. Люди, избранные народом, не приходят к народу. Мне это непонятно. Спикер, мой друг, он у истоков национального движения стоял, и сегодня мне непонятно, почему Валерий Ермейович не выходит к народу. Я лично вчера связывалась с ним по телефону и сказала: «Валерий Ермейович, я вас знаю всю свою жизнь, как патриота, а вас нет там, где народ…» Он говорит: «А где народ?» Я говорю: «На площади тоже наш народ». «А кто, – говорит он, – их просил, чтобы они там собрались?» Я сказала ему: «Ну, вы же за то, чтобы наша родина расцветала? Чтобы мы вышли из кризиса?» «Да, - говорит он, – мы, по мере возможности, все делаем. Принять нам закон или поправки – это наше дело». Я говорю ему: «Давайте мнение народа тоже послушайте». «А мы уже тысячу раз слышали» – вот такой ответ я получила. И была очень расстроена. Я сказала ему, что завтра в 12.00 собирается митинг. А он говорит: «Ну, я после этого митинга сяду и буду выдвигать требование, чтобы Трамп признал Абхазию». Он шутил, конечно, но я говорю, это разве имеет с нашей ситуацией какую-то параллель? А там эти поправки действительно нужны. Я удивлена, что депутаты не приходят сюда. Больно, обидно…»
Нодар Чанба, директор Абхазского государственного драматического театра тоже удивлен тем, как реагируют депутаты на участников акции и их требования: «Сегодня митинг мирный, в поддержку людей, которые голодают уже в течение десяти дней по поводу принятия 20-й статьи Конвенции ООН. Конечно, я не ожидал, что в наше время приходится такими способами решать вопросы государства, тем более, законодательные вопросы. Сам факт десятидневной голодовки наших граждан наводит на очень плохие мысли. Видно, что нет силы, нет ни одного авторитетного общественного движения, которое бы могло возглавить такую акцию. Реакция нашего парламента, вернее, отсутствие реакции парламента, сказать, что я этим удивлен, – это мало. Здесь люди, которые избрали их, которые голосовали за них. Десять дней люди голодают, и считанное количество парламентариев были здесь, но основная часть – другая. Они даже сегодня не смогли собрать кворум. Это никуда не годится, потому что сегодня рабочий день, голодовка десять дней продолжается, уже со всех районов приехали люди, а парламентариев нет на рабочем месте. Это что? Парламент должен был отреагировать на эту акцию, потому что вопрос к ним! Этот закон так был принят, чтобы он не работал. Так нельзя с народом играть. Люди вышли на голодовку, потому что они прекрасно понимают, что их обманули!»
Борьба с коррупцией продолжается. Люди, решившие голодать до принятия закона, остаются на площади. На митинге было заявлено: если завтра депутаты не примут поправки в закон, к акции присоединятся и другие, круг участников расширится.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия