Попыткой внести раскол в их ряды назвали сегодня оппоненты власти предложение правящей «Грузинской мечты» вести диалог с политическими силами в отдельности. На такое предложение первой отозвалась партия «Гирчи», хотя есть и другие желающие встретиться с властями и поговорить о реформе избирательной системы «без свидетелей».
«Нужно опасаться того, кто скрывает свои встречи с властями, а не нас, кто открыто об этом говорит», – объяснял грузинским журналистам действия своей партии один из лидеров «Гирчи» Иаго Хвичия. Накануне он встречался со спикером парламента Арчилом Талаквадзе. Это случилось после того, как генсек правящей силы Каха Каладзе предложил представителям оппозиционных партий начать переговоры с властями по отдельности, если за стол переговоров сесть всем вместе не получается.
11 февраля, после задержания генсека «Европейской Грузии» Гиги Угулава, объединенная оппозиция наотрез отказалась вести переговоры с властями по улучшению избирательной системы, хотя в конце февраля должна была состояться пятая по счету встреча при посредничестве послов ЕС и США.
Ничего нового, утверждает Иаго Хвичия, спикеру Талаквадзе он при встрече не сказал: снова потребовал освобождения заключенных, которые, как считает оппозиция, отбывают срок по политическим мотивам:
«Я сказал, что для честного диалога между оппозицией и властями в первую очередь нужно освободить из тюрьмы людей, которые сидят там незаконно. И второе – мы должны увидеть, что власть настроена серьезно для достижения результата в этом процессе, что она хочет как-то приблизиться к той избирательной системе, пропорциональной, принятие которой сама и провалила. Мы должны убедиться, что власть готова на компромисс».
Иаго Хвичиа напомнил, что в день, когда задержали Гиги Угулава, оппозиция собралась для обсуждения альтернативного предложения, которое приблизило бы существующую смешанную мажоритарно-пропорциональную систему к пропорциональной. В этом ключе рассматривались соотношения 130 на 20, что подразумевает 130 депутатов, избранных по пропорциональным спискам, и 20 – по мажоритарным. Власти в свою очередь предлагают соотношение 100 на 50, что, по мнению оппонентов, дает преимущество правящей силе на выборах.
Тем временем в СМИ появилась информация, что власти намерены вести переговоры с «Альянсом патриотов» и социал-демократами, которые сейчас представляют одну фракцию в парламенте. Лидер «патриотов» Ирма Инашвили, как и главный социал-демократ Гия Жоржолиани информацию не опровергли, но и не подтвердили, лишь отметили, что главное в этих встречах – суть и результат, а не форма.
Той части оппозиции, которая решила, что «Грузинская мечта» пытается действовать методом «разделяй и властвуй», сегодня ответил генсек правящей силы Каха Каладзе:
«Очень важно вести диалог, сесть за стол переговоров. Мы готовы встретиться как в целом с оппозицией, так и с каждой партией в отдельности. Лишь одна партия «Нацдвижение» и ее ответвления не хотят, чтобы соглашение состоялось. Но соглашение по избирательной системе обязательно будет достигнуто».
Чуть позже Каха Каладзе, обозначив на своей странице в Twitter американских конгрессменов и представителей Европарламента, критикующих правящую силу, написал:
«Партия «Грузинская мечта» готова провести переговоры с оппозицией, чтобы договориться о наиболее разумной избирательной системе для проведения парламентских выборов 2020 года».
Представители большинства оппозиционных партий сочли это еще одним доказательством того, что власти стараются не только внести раскол в стан оппозиции, но и ввести в заблуждение западных партнеров. Говорит один из лидеров Лейбористской партии Георгий Гугава:
«Здесь, в едином фронте оппозиции, все согласны, что будут действовать только сообща. У встреч с властями по отдельности нет никакого смысла. Всем известно, что Иванишвили и вся его рать – «кидалы» мирового масштаба».
Свои усилия к тому, чтобы усадить за стол переговоров противоборствующие стороны, продолжают прикладывать западные дипломаты. Об этом сегодня говорил посол ЕС в Грузии Карл Харцель:
«Избирательная реформа остается ключевым вопросом для меня и остальных посредников. Ситуация сложная, но мы продолжаем искать возможности для разрешения ситуации. Время, чтобы успеть провести необходимые законодательные изменения, ограничено. Мы продолжаем общаться с обеими сторонами, чтобы достичь консенсуса и уложиться во времени. Мы абсолютно уверены, что успешный диалог будет способствовать смягчению сильной поляризации, которую мы видим в этой стране».
Политолог Вахтанг Дзабирадзе не думает, что усилия дипломатов или нынешняя позиция оппонентов власти принесут результат:
«Скоординированность оппозиции – это очень хорошо. Но надо учесть, что у самой сильной оппозиционной партии – «Нацдвижения» – позади очень длинный негативный шлейф, поэтому единым фронтом выступить у оппозиции не получится. Амбициозными кажутся ее заявления, что она обязательно одержит победу над «Грузинской мечтой». При существующей избирательной системе победит правящая сила. Оппонентам власти нужно быть более определенными в своих планах и говорить о них не с телеэкранов, а выйти в массы. Сегодня оппозиционным политическим силам несложно объединиться, но смогут ли они объединить также и оппозиционных избирателей? Вот это мне кажется проблемой».
По мнению Вахтанга Дзабирадзе, важным тестом для оппозиции станет анонсированная ею же широкомасштабная протестная акция 4 апреля. Только внушительное количество людей, вышедших на улицу в поддержку оппозиции, считает Вахтанг Дзабирадзе, может заставить «Грузинскую мечту» пойти на уступки.