Через три десятилетия после приземления последнего рейса и на фоне международной изоляции Абхазия празднует возвращение в большую транспортную игру. Новый электропоезд из Сочи и пассажирский самолет из Москвы пересекли воздушную и наземную границы самопровозглашенной республики. Для Сухуми это долгожданный шаг к развитию, для Тбилиси — грубое нарушение международного права.
Воздушные ворота: в Сухуми снова летная погода
Первый регулярный рейс из Москвы в Сухуми за 30 лет не просто открыл небо — он стал громким политическим жестом.
Авиакомпания «ЮВТ Аэро» доставила в абхазскую столицу 49 пассажиров из Внуково, полет продолжался почти четыре часа. Этот момент был признан «историческим» в абхазском сегменте социальных сетей. Аэропорт, расположенный в 18 километрах от Сухуми, не работал с начала 90-х после грузино-абхазского конфликта.
Пассажиров ждали не только подарки и угощения на борту, но и российские официальные лица на земле. В частности, первый замглавы администрации президента РФ и новый куратор Абхазии Сергей Кириенко. Именно он в феврале 2025-го посетил Сухуми за несколько дней до запуска тестового рейса. Кремлевский чиновник тогда подчеркнул необходимость открытия аэропорта к 1 мая. И все пошло по плану Москвы.
Первый рейс в Сухуми из Внуково выполнила «ЮВТ Аэро», следующий — уже 3 мая, а затем и еженедельные. Росавиация уже выдала разрешения на полеты в Абхазию нескольким российским перевозчикам.
6 мая на маршрут выходит «Икар» (вылеты из Нижнего Новгорода), с 30 мая — iFly из московского Шереметьево. Обсуждаются полеты из Уфы (с 3 июня) и Казани (с 4 июня). iFly уже получила разрешение на 14 рейсов в неделю из Москвы, NordStar — на 10 рейсов из Москвы и Красноярска.
Обсуждалось, что зайти в сухумское небо может и крупная российская авиакомпания «Аэрофлот», однако эту информацию опровергли.
Все задействованные авиакомпании находятся под западными санкциями и не летают в страны Евросоюза, но Москву и Сухуми это не смущает. Для указанных перевозчиков Абхазия стала новым направлением в обход большой политики.
Новый маршрут — электропоезд «Диоскурия»
В тот же день на Сухумский вокзал прибыл украшенный туристическими мотивами Абхазии электропоезд «Диоскурия». Он отправился утром из Сириуса (Сочи) и за 3 часа 35 минут достиг пункта назначения. Президент Бадра Гунба и все тот же Кириенко встречали пассажиров лично — как новый символ российско-абхазского сотрудничества. Кириенко отметил, что это событие стало результатом оперативной реализации поручений Владимира Путина по итогам встречи с Бадрой Гунба.
«Диоскурия» будет курсировать дважды в день. По мнению экспертов, электропоезд может стать востребованным видом транспорта между Россией и Абхазией. Однако, как отметил вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин, многое будет зависеть от удобства расписания и скорости поездки.
Туристическая отрасль пока тоже осторожна: все зависит от расписания, сервиса и, главное, безопасности этого вида транспорта.
Аэропорт вне закона
Когда в феврале этого года первый тестовый гражданский самолет коснулся полосы Сухумского аэропорта, в Сухуми его встретили овациями и цветами, в Тбилиси — напряженным молчанием, сменившимся спустя только недели дипломатическим протестом. И если в прошлый раз грузинские власти реагировали с опозданием, теперь все происходит гораздо быстрее.
«Грузия осуждает эксплуатацию аэропорта [сухумского аэропорта] с нарушением международных норм. И это не только наша позиция — ее поддерживает Международная организация гражданской авиации (ICAO). У нас с этой организацией тесные отношения и сотрудничество. Это противоречит принципам ICAO, а также закону «Об оккупации», — отметил министр экономики Леван Давиташвили на брифинге.
Давиташвили также подчеркнул, что компании, нарушающие закон «Об оккупации», не смогут работать в Грузии.
«Все доступные нам инструменты уже использованы. Если определенные санкционированные компании будут выполнять полеты, мы не сможем повлиять на них. Это объективная реальность. Это оккупированная и непризнанная территория», — сказал министр.
Международная организация гражданской авиации не признает Сухумский аэропорт в качестве международного, поскольку признает территориальную целостность Грузии. Аэропорт не сертифицирован, его код аннулирован, и, следовательно, он отсутствует на карте мировой авиации — буквально. Есть во всем этом и риски безопасности, поскольку нет международного надзора, сертификации и доступа иностранных инспекторов. Согласно заявлению Агентства гражданской авиации Грузии, никто не проверяет состояние полосы, охрану периметра и техническую инфраструктуру аэропорта. Контроля нет, а значит, нет гарантий безопасности.
«Грузия на протяжении многих лет использует все международные форматы для того, чтобы недопустимость международных рейсов с аэропорта, расположенного на оккупированной территории Грузии, оставалась постоянной темой повестки дня. В этом вопросе Грузия пользуется твердой и безусловной поддержкой Международной организации гражданской авиации (ICAO)», — говорится в заявлении Агентства гражданской авиации.
В Сухуми же утверждают, что аэропорт соответствует всем современных стандартам, в первую очередь – в плане обеспечения безопасности пассажиров.
Впрочем, министерство иностранных дел Грузии уже направило дипломатическую ноту в Международную организацию гражданской авиации в связи с недопустимостью осуществления международного воздушного сообщения Москва-Сухуми.
Тем не менее, самолеты летают. Эксперты указывают на глубоко прагматичные причины возрождения Сухумского аэропорта. Еще во время запуска тестового пассажирского рейса в интервью «Эху Кавказа» конфликтолог Паата Закареишвили рассказывал, что открытие аэропорта в Сухуми после полномасштабной войны в Украине не случайно. Россия сталкивается с экономическими проблемами, западный мир поддерживает санкции против Москвы. Поэтому Кремлю необходимо диверсифицировать пути обхода санкций, и по мнению конфликтолога, Грузия играет одну из ключевых ролей в этом процессе.
«Через Грузию проходит значительное количество товаров, в том числе из Турции в Россию. И очевидно, что Грузия в этом процессе участвует. Не то чтобы участвует реально, но и не отрицает, четко заявляя, что не будет присоединяться к международным санкциям. На фоне этого России требуются дополнительные ресурсы. Скорее всего, есть товары, которые из Сочи надо перебрасывать на остальную территорию России. Потому и затеяли восстановление и реабилитацию Сухумского аэропорта – проекта, который раньше не существовал. Определенные товары из Турции, возможно, морем или, скорее всего, автотранспортом, будут двигаться через Грузию в сторону Абхазии. В Гальском районе построили крупный терминал. Этот терминал явно не предназначен для нужд Абхазии – за один день он способен обслужить столько машин, сколько Абхазии хватит на целый месяц. Там будет проходить 4–5 фур. Скорее всего, эти транспортные средства будут доставлять товары как в Россию, так и останавливаться в аэропорту, откуда товары будут быстро транспортироваться по воздуху, доводя их до потребителей в российских регионах».
Но важно понимать, что аэропорт для Сухуми – это не только крупный инфраструктурный проект, но и важный символ «независимости и государственности».
«Для всего мира, для постсоветского пространства и для Грузии, в частности, для ее граждан это сигнал: «Мы развиваемся, забудьте об Абхазии». Вот, видите, у нас уже есть аэропорт, самолеты летают», – говорит конфликтолог.
Бадра Гунба сделал подобное заявление в ответ на позицию Тбилиси не пускать в страну самолеты, совершающие рейсы в ее оккупированный регион.
«Это политические заявление, мы их слышим. Но у нас в планах дальнейшее всестороннее развитие отношений с нашим стратегическим партнером. Мы будем реализовывать проекты на деле, а не на словах», – сказал Гунба.
По словам секретаря Совбеза самопровозглашенной республики Рауля Лолуа, Грузия, ссылаясь на нормы международного права, объявила аэропорт вне закона, «но нормы права должны работать на людей и для людей».
«Вопрос перемещения людей, их удобство – это главное, и мы это право реализуем вместе с Россией и с помощью России. А в Грузии должны с этим смириться», – сказал Лолуа.
Абхазские телеграм-каналы отмечают, что от Тбилиси не ожидали другого. Однако, по их словам, сейчас это не имеет значения, поскольку «регулярное авиасообщение открыто — это исторический шаг».
«Этот день войдет в историю как символ возрождения и новых возможностей. Жители и гости республики теперь смогут быстрее и удобнее путешествовать, а экономика страны получит мощный импульс к развитию. Это стало возможным благодаря договоренностям Бадры Гунба с руководством Российской Федерации, которые открыли новую главу в транспортном сообщении между нашими странами», – пишет «Абхазский вестник».
Впрочем, пока сухумский аэропорт не получит международного признания, его как будто не существует на карте.
Форум