Accessibility links

Подводные течения при формировании абхазской Общественной палаты


В Абхазии проходит процесс формирования очередного, пятого состава Общественной палаты республики. Он, согласно закону об ОП, проходит в три этапа. Первое пленарное заседание Общественной палаты должно быть проведено не позднее чем через 15 дней со дня утверждения ее состава, в котором, как и в парламенте республики, 35 человек.

В октябре я дважды на «Эхе Кавказа» касался работы ОП предыдущего состава – сперва когда бессменный на протяжении 12 лет секретарь Палаты, известный в Абхазии общественно-политический деятель Нателла Акаба поделилась мотивами своего досрочного сложения полномочий секретаря, а затем – когда побывал на завершающем заседании того состава ОП.

И вот 5 ноября президент Абхазии Рауль Хаджимба подписал указ об утверждении тринадцати членов Общественной палаты*. Что предшествует назначению членов ОП «от президента», как там происходит отбор, публике, естественно, неизвестно. А вот второй этап формирования Палаты – выборы утвержденными по президентской квоте одиннадцати представителей городов и районов из большего числа рекомендованных на местах, и – это уже голосование, конкурс, интрига и, как правило, межличностная борьба, о которой так или иначе становится известно общественности. Да, да, борьба, хотя, казалось бы, члены Палаты не имеют властных рычагов и должны тратить свое личное время на общественную работу, которая не оплачивается… Но, очевидно, тут для многих важна престижность, «строчка в биографии». А еще можно сказать и так: не бывает бывших общественных активистов! Имею в виду старшую по возрасту часть членов ОП, которые накопили большой жизненный опыт и багаж знаний в самых разных областях и не хотят, чтобы те оставались невостребованными обществом.

Скачать

Вчера, 4 декабря, члены Общественной палаты Абхазии, утвержденные президентом РА, процедурой конкурсного отбора приняли решение о приеме в ОП 11 членов, представленных органами местного самоуправления: Осия Леонида Дмитриевича; Страничкина Александра Викторовича; Чепия Ираклия Григорьевича; Миканба Геннадия Анатольевича; Тания Адамура Шлатеровича; Смыра Виталия Кязимовича; Хварцкия Дениса Дмитриевича; Кондакчяна Владимира Аршавировича; Квирая Эдика Акакиевича; Ченгелия Александра Ильича; Тарба Омара Гогиевича.

СМИ на эти внутренние процедуры в Палату не приглашаются, но еще до знакомства с оглашенным списком я услышал о двух спорных моментах, которые обсуждались в ходе вчерашнего собрания, и решил сегодня зайти в ОП для прояснения ситуации. Застал там первого заместителя секретаря Палаты (прежнего состава) и члена нынешнего состава Даниила Убирия. Первым делом он сказал о своем удовлетворении тем, что вчера в состав Палаты снова вошли люди, обладающие опытом работы в ней и активно проявившие себя в предыдущем составе:

«Такие, как Осия Леня, Страничкин Александр Викторович, Квирая Эдик… Слава богу, их представили заново».

В ходе вчерашнего собрания в Палате ее новый член Сергей Смыр привлек внимание присутствующих к явной ошибке, которая содержится в тексте закона об Общественной палате, но на которую раньше никто не обращал внимания. Даниил Убирия напомнил текст закона, где говорится о следующем, третьем, этапе формирования ОП:

«Двадцать четыре человека, которые уже вошли в состав Палаты, принимают в нее еще одиннадцать из числа тех, кого представили политические партии, общественно-политические движения и общественные объединения, которые зарегистрированы Минюстом не менее чем за год до вступления в силу настоящего закона. Я даже вчера задал вопрос: «Сергей Макарович! А если через сто лет это будет?»

Действительно, удивительную невнимательность, если не сказать «недомыслие», проявили все те люди, которые занимались разработкой и принятием этого закона почти полтора десятка лет назад. Они что, представляли его законом одноразового использования? Сегодня группа уже утвержденных членов ОП нового состава ходила к президенту страны с предложением срочно направить в парламент поправку к закону, где слова «не менее чем за год до вступления в силу настоящего закона» будут заменены на «не менее чем за год до истечения полномочий предыдущего состава ОП». Иначе, согласно букве закона, от участия в работе Палаты будут отсечены представители большинства действующих в республике партий и общественных организаций.

Еще одна закавыка (кое-кто рассказывал об этом даже как о скандале) произошла во время обсуждения кандидатур, представленных муниципальными образованиями. Даниил Убирия сообщил:

«Гагра прислала дополнительное письмо, после того как они уже представили две кандидатуры на одно место в Палате. В письме, подписанном председателем районного собрания, говорится: «Направляем дополнительно к списку еще одного кандидата – Романенко Алексея Алексеевича, рекомендованного нам Союзом русских общин и казачьих организаций Абхазии». При чем тут ходатайство общественной организации? Они, видимо, хотели объяснить, почему направляют дополнительно… Тут господин Мироненко говорит: «Я член руководства этой организации, но я не знаю, кто эту рекомендацию подписывал. Я считаю, что такое ходатайство не давали».

– Вообще могли бы в Гагре и не ссылаться на кого-то. Рекомендуешь – и рекомендуй.

– Конечно, зачем ссылаться?

– Но, кстати, его снова могут представить, от общественной организации.

– Могут, могут».

При этом после возникших разногласий при обсуждении кандидатуру Романенко вовсе не сняли; он остался в списке, но из троих кандидатур из Гагры – Кехирипа, Романенко и Чепия – большинство голосов набрала последняя.

* * *

* Гарри Бигвава – ветеран Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов, кавалер ордена Леона, руководитель общественной организации ветеранов «Абааш»;

Сократ Джинджолия – государственный и общественный деятель Абхазии. В 1993 году был назначен премьер-министром и министром иностранных дел Абхазии. С 1994 по 2002 год был спикером абхазского парламента, член Общественной палаты Абхазии со дня ее основания в 2007 году;

Гульнара Кичба – председатель движения «Матери Абхазии за мир и социальную справедливость»;

Игорь Лищенко – председатель ОО «Русская община Гагрского района «Славянский дом»;

Елена Лабахуа – член Центральной избирательной комиссии Абхазии, доцент кафедры изобразительного искусства Абхазского госуниверситета;

Рита Лолуа – директор Рицинского реликтового национального парка, была депутатом второго и четвертого созывов парламента Абхазии;

Валерий Майромян – общественный деятель, ветеран Отечественной войны народа Абхазии, кавалер ордена Леона, был депутатом парламента Абхазии четвертого созыва;

Вадим Мироненко – с 2009 года председатель Союза казаков Абхазии;

Сергей Смыр – декан юридического факультета АГУ, кандидат юридических наук, работал председателем Центральной избирательной комиссии Абхазии;

Альберт Тополян – бывший вице-спикер парламента и вице-премьер правительства Абхазии;

Даниил Убирия – неоднократный член ОП, заместитель председателя Партии экономического развития Абхазии;

Низам Хапат – предприниматель, член Общественной палаты с 2015 года;

Руслан Хашиг – руководитель телекомпании «Абаза-ТВ», председатель Союза журналистов Абхазии.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG