Сегодня члены IV созыва Общественной палаты Республики Абхазия подвели итоги своей трехлетней деятельности, завершающейся 2 ноября, и высказали пожелания новому созыву ОП, который будет после этого сформирован.
Как нетрудно было предположить, члены ОП на завершающем заседании не могли обойти тему недавнего досрочного сложения полномочий бессменным, на протяжении 12 лет, секретарем Палаты Нателлой Акаба. (О мотивах этого решения она рассказала «Эху Кавказа» 2 октября.) Во вступительном слове первый заместитель секретаря Палаты Даниил Убирия сказал:
«Я считаю, что Общественная палата работала… Но всегда есть резервы, которые мы не использовали. Видимо, кто-то из нас останется в следующем составе, эти резервы использует. Следующий состав лучше, надеюсь, будет работать… Совет Палаты собирался здесь недавно и разговаривал с секретарем, которая уже подала заявление, ушла с Нателлой Нуриевной Акаба. Мы ей сказали, чтобы не торопилась с уходом, так как оставалось всего где-то месяц работать нашему созыву. Но она нас убедила, что никаких спонтанных решений она не принимала, что это решение ею давно принято. Мы ей все сказали, что коллектив ценит ее, и хотелось бы, чтобы так все не закончилось, чтобы мы встретились, и отметить, допустим, каким-то альбомом памятным и так далее. И условились, что мы встретимся, но мы ждем ее сигнала, когда она скажет. Она работала, что могла сделала, хорошо работала».
Член ОП Сократ Джинджолия, к которому в этом созыве Палаты относятся как к аксакалу, продолжил:
«Нателла Нуриевна… Я не могу не сказать о том, что она ушла накануне истечения срока нашей работы. Я считаю, что это было, конечно, неправильно. По-разному можно относиться к этому поступку, можно говорить разное о Нателле Нуриевне. Я сразу хочу сказать, что знаю ее с 1991 года. Мы вместе прошли вот этот весь этот путь, и я бы не хотел, чтобы кто-нибудь бросал какие-то упреки в ее сторону. Ее заслуги в становлении, развитии нашего государства весьма значительны. Если она покинула Палату, обидевшись, высказав что-то такое, то осуждать ее, конечно, за это не следует. Видимо, накопилось. У каждого человека такое бывает. И, видимо, были какие-то вещи, переступить через которые она не смогла и ушла. Но мы должны, конечно, быть благодарны ей за всю ту работу, которую она проводила, провела».
Член ОП Людмила Лолуа сказала о Нателле Акаба:
«Она и на самом высоком уровне очень достойно представляла Абхазию. Я помню, как она и в Америке, в самых представительных органах могла «загасить» любого оппонента, приводила доводы, аргументы в нашу пользу. Ну, вообще, характер у нее непростой, но она у нас, конечно, великая женщина».
Но в основном на итоговом заседании ОП говорили, разумеется, о том, как повысить эффективность работы Палаты, сделать так, чтобы структуры исполнительной власти учитывали ее рекомендации, чтобы не оставить аргументов тем завзятым критикам, которые заявляют о бессмысленности ее существования и что ее, мол, «надо разогнать». Своими мыслями об этом поделились члены ОП Отар Лакрба, Геннадий Маргания, Тенгиз Габуния, Хачик Минасян, Гули Кичба, Руслан Хашиг, Александр Страничкин и другие. О многих волнующих ее и общество проблемах упомянула Манана Гургулия:
«У нас суицид зачастую на почве того, что наши ребята играют в карты, играют через интернет на деньги, имеют огромные долги… А если не будет следующих поколений, то все, что мы делаем, бессмысленно. Поэтому, мне кажется, все это очень важные проблемы, которым не одна Общественная палата должна уделять внимание, но мы должны выступать в качестве некоего общественного наказа».
Согласно статье 8 закона Республики Абхазия об Общественной палате, ОП формируется из 13 граждан Абхазии, утверждаемых президентом РА, и 11 представителей районов и городов, 11 представителей политических партий, общественно-политических движений и общественных объединений, утверждаемых на основе конкурсного отбора. Первое пленарное заседание Общественной палаты должно быть проведено не позднее чем через 15 дней со дня утверждения ее состава, в котором, как и в парламенте республики, 35 человек.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия