В столице Абхазии уже несколько лет борются с вредителями, которые уничтожают пальмы, без которых трудно представить облик этого города. Часть сухумских пальм утрачена, но в целом с эпидемией удалось справиться. Так считают представители коммунального управления администрации города, которые вместо погибших высаживают молодые саженцы.
Абхазские пальмы, являющиеся украшением городов, подверглись атаке со стороны насекомого вредителя – пальмового долгоносика. Экологи и общественность были чрезвычайно обеспокоены тем, что финиковые пальмы гибли и в разных местах города стояли засохшие со сгнившими верхушками деревья.
На первых порах средства на препарат для лечения пальм собирали всем миром, потом было принято постановление кабинета министров и создали штаб по спасению пальм. В ноябре прошлого года приступили к их лечению по определенному графику, который разработали экологи. Необходима была трехкратная обработка.
Елена Атепина, заместитель начальника коммунального управления г. Сухума, считает, что популяцию городских пальм удалось спасти, и для этого была проведена огромная работа:
«Сегодня уже не замечены признаки пальмового долгоносика, лекарство добавляли, отложенные яйца растворяются от этого препарата, работу выполняло «Зеленое хозяйство». Осталось у нас небольшое количество деревьев, которые еще не прошли трехкратную обработку, но там признаки поражения не наблюдаются, для профилактики мы обработку выполним, пока погода позволяет. Мы провели обрезку, чтобы освободить нижние пластины этих пальм. Большая работа была проведена на улице Айдгырлара, на проспекте Леона и на улице Инал-ипа, там, кстати, было большое поражение, но пальму, которая шла под спил, мы спасли, она уже дала новые ростки. Еще одна пальма, которая была с признаками полного поражения, напротив администрации города тоже дала ростки. 16 пальм пришлось удалить, я считаю, что это очень маленький урон в сравнении с 1350-ю большими элитными пальмами, которые у нас значатся».
Добиться результата удалось благодаря скоординированным усилиям городского «Зеленого хозяйства», Государственного комитета по экологии и охране природы и Института экологии АН РА.
Однако беды абхазских пальм не закончились с пальмовым долгоносиком, появился еще один вредитель – пальмовый мотылек, который начал губить самые распространенные в Абхазии пальмы вида трахикарпус. Их количество оценивается примерно в 20 000 деревьев. Елена Атепина сообщила о том, что пришлось спилить пальмы, которые растут перед самым известным в Абхазии фонтаном с грифонами на набережной перед Абхазским драматическим театром:
«Трахикарпусы, которые всегда украшали нашу набережную, к сожалению, были поражены, и чтобы эта зараза не размножалась, мы вынуждены были их спилить, убрать, буквально вчера мы убирали здесь одну пальму, разрезали ее, она повреждена, и сейчас насекомые в стадии куколки, а из куколки потом будет вылетать мотылек, поэтому лучше из города их удалить, они уже не представляют эстетического вида и вылечить их не возможно. Вот в этом маленьком квартале, который у нас как визитная карточка города – это наши фонтаны и излюбленное место всех горожан и гостей, – здесь 17 пальм. Из них семь полностью пришли в негодность, мы их удалили, вид был ужасный, все, наверное, проходили и видели, красоты этого уникального места не было».
Неделю назад аллея трахикарпусов у фонтана практически исчезла, большую часть пальм спилили. Жители города обсуждали ситуацию и сокрушались. Надежд на то, что пальмы тут снова появятся, почти не было. Но реальность превзошла ожидания. Саженцы трахикарпусов выделил безвозмездно «Зеленому хозяйству» Ботанический сад, вчера и сегодня на набережной занимались их пересадкой, об этом рассказала Елена Атепина:
«Мы отобрали восемь пальм, завезли их вчера и выдернули все эти пни. Конечно, работать здесь сложно, очень стесненные городские условия и приствольные лунки сильно заужены. Чтобы не повредить плитку, мы провели такую работу – удалили пни, выкопали в Ботсаду саженцы, привезли и вчера посадили. Сделали обрезку, и, конечно, сразу другая картина».
По центру города есть еще улицы, на которых надо заменить погибшие пальмы, однако денег на благоустройство в бюджете нет. Это связано, по словам Атепиной, с тем, что было принято решение о вывозе городского мусора в город Гал после конфликтной ситуации вокруг сухумской мусорной свалки. Это дорогостоящее мероприятие, и все средства уходят на поддержание санитарного состояния города.
Есть и еще одна проблема у города – низкая собираемость платежей за вывоз мусора. Несмотря на мизерный тариф – 27 рублей в месяц, оплачивают его в среднем 11-16% потребителей.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия