В 2016 году на территории Абхазии был впервые зарегистрирован инвазивный вредитель – пальмовый долгоносик, который повреждает пальмы и приводит к их гибели. Абхазские ученые и экологи следят за ситуацией, в последние дни они получили информацию о гибели девяти пальм.
Представители общественной организации «Апсабара» совместно с учеными Института экологии Академии наук Абхазии занимаются мониторингом ситуации, изучением способов обнаружения пальмового долгоносика и борьбы с ним.
О поведении вредителя рассказал Михаил Кирия, заведующий лабораторией энтомологии и инвазивных видов Института экологии Академии наук Абхазии:
«Пальмовый долгоносик способен уничтожить, в принципе, пальму за один сезон. И мы можем увидеть только конечный результат, буквально за одну неделю пальма может полностью высохнуть, т.е. три-четыре месяца эта личинка находится внутри без видимых проявлений, питается деревом, а потом мы видим финальную стадию, когда крона пальм полностью обвалилась. Такие деревья спасти уже невозможно, и единственное, что стоит предпринять, – это механически уничтожить листья, ствол, сжечь все это и закапать для предотвращения дальнейшего распространения».
Пальмовый долгоносик был впервые обнаружен в Абхазии в 2016 году, все это время его локализация была ограничена Гагрским районом, поселком Цандрыпш. Самой крайней точкой его распространения был пансионат «Холодная речка».
Но на этой неделе стало известно о дальнейшем распространении вредителя, ситуацию прокомментировал Михаил Кирия:
«Что касается положения дел на сегодня: порядка двадцати пальм погибли, а это большие взрослые финиковые пальмы. Вот тот ущерб, который уже есть. По количеству зараженных деревьев: мы обработали еще порядка тридцати пальм, но говорить о том, что это излеченные деревья, не приходится, это стабилизированная ситуация. Буквально на этой неделе мы получили информацию о том, что в двух пансионатах в Гагре и в Гагрском приморском парке обнаружены деревья на последней стадии заражения, то есть они уже не подлежат лечению. Одна пальма – в пансионате «Кавказ», одна пальма – в Гагрском приморском парке и до шести пальм – в пансионате «Амра». В Сухуме подтвержден случай гибели одной пальмы в сквере перед комитетом по репатриации (в центре Сухума) и обнаружены зараженные молодые посадки там же. Насколько мне известно, в пансионате «Кавказ» уже приступили к утилизации пальм, в пансионате «Амра» тоже, в парке буквально сегодня получили подтвержденную информацию о том, что там действительно пальмы заражены долгоносиком».
О причинах и путях распространения долгоносика на восток говорить трудно, на его пути существовала естественная преграда в виде десятикилометровой зоны, в которой пальмовых деревьев нет. Скорее всего, вредитель передвигается с людским потоком.
Михаил Кирия сообщил, что основной посадочный материал, который существует, итальянский. Долгоносик попал в Сочи в преддверии Олимпиады, когда там закладывались новые посадки. Уже из Сочи он прибыл в Абхазию. Фитосанитарный контроль и в Евросоюзе, и в России, по всей видимости, оставляет желать лучшего. А в Абхазии он вообще отсутствует, нет ни одной лаборатории, которая бы могла выявить зараженные саженцы. Весь контроль ограничивается проверкой сертификатов. По его мнению, необходимо предпринимать административные меры и ограничить ввоз посадочного материала из Италии, так как именно она является очагом распространения пальмового долгоносика. Либо надо полностью пропитывать стволы пальм инсектицидами, чтобы иметь гарантию того, что насекомые уничтожены.
Ученые надеются на помощь и бдительность граждан и просят их обращать внимание на состояние пальм. При обнаружении усыхания розетки листьев, их деформации, наличия на листьях летных отверстий, их изрезанности, возможно, самих жуков в непосредственной близости от пальм они просят сообщать об этом в Институт экологии или в общественную организацию «Апсабара».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия