130 тысяч рублей и шесть месяцев заключения условно – такое наказание для гражданской активистки Тамары Меаракишвили требует прокуратура Ленингорского района. Сегодня в Цхинвале прошло последнее судебное заседание по громкому делу. Судья огласит свой вердикт через две недели. Меаракишвили обвиняют в клевете и незаконном получении югоосетинского паспорта.
Заседание по делу Тамары Меаракишвили в Цхинвальском городском суде длилось почти четыре часа. Сторона обвинения опросила еще четырех свидетелей, показания которых наглядно продемонстрировали, как готовилось дело против гражданской активистки. К примеру, двое из свидетелей, бывший и ныне действующий сотрудники ЖКЖ Ленингорского района, искренне недоумевали о причинах вызова в суд. Они даже не помнили о данных ими два года назад показаниях. По их словам, эта история проста – начальство попросило их зайти в кабинет к следователю прокуратуры Давиду Гурциеву, там им и дали подписать какие-то бумаги. «По-русски не говорим, переводчика не было, что подписывали, не знаем», – повторяли они.
Еще одна свидетельница – сотрудница местной больницы, и вовсе размыла стороне обвинения идеальную картину преступления активистки, которая якобы незаконно получила паспорт Южной Осетии. По словам женщины, она, являясь гражданкой РЮО, имеет и грузинский паспорт, что дает ей возможность выезжать на выходные в соседнее государство. Меаракишвили обвиняют в том, что для получения югоосетинского паспорта она написала отказ от грузинского гражданства у Ленингорского нотариуса, после чего пересекала границу с новым удостоверением гражданина Грузии.
Адвокат активистки Икрамжан Раматов не мог добиться от прокурора объяснений, почему она считает получение паспорта незаконным, если были соблюдены все официальные процедуры и даже оплачена госпошлина, ведь лишать гражданства может только грузинское правительство, а не подписанная в Южной Осетии бумага. Таких «преступников», которые продолжают жить с двумя документами, по словам самой Тамары Меаракишвили, наберется до полутора тысяч из жителей района:
«Я не знала, что вместе со мной 80 человек получили паспорт гражданина Южной Осетии, это я узнала из материалов дела. То, что прокуратура Ленингорского района имеет конкретно ко мне неприязнь, ненавидят меня, видно по тому, что только в отношении меня у них появилось предположение, что у меня фальшивый паспорт, который я еще где-то «приобрела». Я посмотрела этот список, большинство людей у нас не проживает, и это легко можно доказать через КПП... Но из Ленингора они каждый месяц получают пенсии. Это означает, что вот эти люди – граждане Южной Осетии, которые проживают на территории Грузии, и в отношении них ни у кого нет вопросов. Вот сегодня свидетель Осишвили прямо заявила, что имеет гражданство Грузии и имеет гражданство Южной Осетии. Что я хочу еще сказать? Я паспорт получила так же, как приблизительно 1500 человек. Они чаще меня выезжают в Грузию, они имеют там недвижимость. Единственная прописка у меня - поселок Ленингор РЮО. Это легко доказуемо. Я никуда не сбегала, нигде после войны не просила помощи».
Самих пострадавших, а это четыре представителя правящей партии «Единая Осетия», которые подали в суд на Меаракишвили заявление о клевете, на заседании не было. Зато прокурор зачитал их показания, в которых они рассказывали о тяжелых моральных последствиях общения активистки с «Эхом Кавказа». Глава регионального отделения партии и главный «потерпевший» Спартак Дриаев и вовсе заявил, что моральные муки довели его до обращения в местную больницу. Продолжает Тамара Меаракишвили:
«Несколько раз прокурором было отмечено, что моральный ущерб перенес Спартак Дриаев, что он попал в больницу и прошел лечение. По показаниям (прокуратуре) Людмилы Гиголаевой (главврач), Спартак Герсанович Дриаев на общих основаниях пациента дважды обращался в больницу. Первый раз примерно в 2016 году. Второй раз – в марте 2017 года. Материал «Сторонники победителя примеряются к хлебным местам», из-за которого все это началось и продолжается, вышел в эфир в апреле, 27 апреля 2017 года. Я не знаю, какие мои слова принесли такой моральный ущерб, что он оказался в больнице раньше, чем вышел материал?»
Особо впечатлила наблюдателей «характеристика жителя Ленингора Тамары Меаракишвили», выданная районной милицией: «Отзывы соседей отрицательные, постоянно негативно отзывается о властях и руководстве нашей республики, нигде не работает, на что живет, не знаем». Характеристика, подписанная капитаном милиции Джерановым, вызвала улыбку у Меаракишвили. По ее словам, на момент дачи показаний «соседями» в многоквартирном доме она проживала одна, соседей у нее не было, большинство квартир были закрыты.
Прокурор Алина Чочиева тем не менее настаивала на признании Меаракишвили виновной по всем предъявленным статьям:
«Считаю, что инкриминируемая ей статья… «клевета» подтверждается в полном объеме, ввиду того, что на интернет-сайте, где это было опубликовано, она не отрицает, что это были ее слова и ее голос. Ввиду того, что ее вина доказывается в полном объеме, прошу назначить наказание в виде 100 тысяч рублей штрафа. Что касается статьи 324 УК РФ, незаконное приобретение официального документа, представляющий паспорт гражданина ... она ввела в заблуждение представителей органов власти ... то есть незаконно приобрела незаконный документ ... Ввиду того, что по этой статье ее вина тоже подтверждается в полном объеме, прошу назначить ей наказание в виде 30 тысяч рублей штрафа. Дальше переходим к статье 327, где у нас говорится об использовании заведомо ложного документа... Считаю, что и по этой статье вина полностью доказана, и прошу назначить ей наказание в виде шести месяцев лишения свободы. К данной статье прошу применить статью 73 УК, и считать его (наказание) условным».
Адвокат Икрамжан Раматов вместе с подзащитной обратили внимание судьи на неправомочные действия прокуратуры и следствия, которые два года назад провели «не терпящие отлагательства» обыски в квартире активистки, поводом для которых не могла стать статья о клевете. Ровно такое же недоумение вызвал у адвоката и перечень изъятых из ее дома предметов, в числе которых кастрюли и губная помада.
Ожидается, что судья огласит приговор через две недели, 16 октября.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия