24-25 мая в Москве пройдет очередная конференция Демократического конгресса народов России. 17 мая в Нальчике прошел приуроченный к конференции круглый стол по проблемам федерализма в России. В дискуссии участвовали ученые Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН и активисты черкесского национального движения. В качестве предмета обсуждений для конференции представители ОО «Хабзэ» предложили идею реализации традиционных институтов в рамках муниципального самоуправления.
По словам черкесского активиста Мартина Кочесоко власть оторвана от народа и живет своей жизнью, разворовывает бюджет, отжимает у крестьян земельные угодья, обустраивая в республике латифундии. Чиновники и их семьи лечатся в лучших клиниках страны, их дети учатся в Москве, им нет никакого дела до нужд местного населения, которое выживает само по себе, скорее вопреки, чем благодаря государству. По мнению Мартина Качесоко, эту ситуацию невозможно переломить без реально работающего муниципального самоуправления, которое предусмотрено Конституцией, но которого, увы, до сих пор нет. Но его можно было бы обустроить на основе традиционных институтов, предполагающих, например, открытость принимаемых решений и этических норм, по которым воровать общественные деньги – это не доблесть, а позор. Говорит Мартин Качесоко:
«Среди этических норм Хабзэ есть такие, как «екIу» и «емыкIу», это широкие понятия, которое невозможно перевести одним словом, но из близких по смыслу –это «прилично» и «неприлично», то есть принимается общественным мнением или не принимается. Так регулируются отношения в обществе, и это ничем не противоречит российской Конституции».
Черкесский активист из Нью-Йорка Андзор Кабард называет подобные проекты экосистемами, в которых люди смогли бы выживать и адаптироваться к быстроменяющемуся миру. Например, в Кабардино-Балкарии в сельской местности живет 48% населения. Для сравнения: в США фермеры составляют 2,5% населения. Допустим, в Кабардино-Балкарии этот процент за счет технологического отставания может достигать 10%, но и в этом случае остальные 38% явно лишние. И в городе, где проживает 52% населения, перспектива неблагоприятная. Некоторые исследования рынка труда в США показывают, что от 50% до 80% вакансий там исчезнут к середине следующего десятилетия. Но США страна богатая, говорит Анзор Кабард, она будет поддерживать и переучивать своих граждан, которые выпадают их круга востребованных профессий. Нас же, подчеркивает Андзор Кабард, никто переучивать и кормить не станет:
«Я не понимаю, почему люди не задают себе одни простой вопрос: как они собираются выживать в ближайшие двадцать лет при том, что, в принципе, в том укладе, в котором они выросли и мыслят, им уже места нет почти всем? Вот ключевой вопрос, на который они должны себе ответить, прежде чем думать, как форматировать те или иные общественные движения.
Если говорить о черкесском движении, то этот вопрос нами задался и уже давно, не первый год мы ведем об этом дискуссию, и где-то с позапрошлого года начали исследовательские работы с тем, чтобы найти место черкесов в новом мире. Потому что в том пещерном мире, в котором предлагается нам жить, в общем-то нам и места особого уже нет. Так получилось, что мы в этой пещерной войне свое место уже потеряли.
– Что вы имеет в виду, говоря о «пещерном мире»?
– Я имею в виду, что дискурс, который ведется вокруг кавказской проблематики, это в лучшем случае восемнадцатый век. Это земля с коровами, это разворовывание государевой казны, грабеж кого-нибудь по близости и контроль над какими-то логистическими маршрутами. Вот вокруг чего ведется дискуссия в регионах, и не только на Кавказе, но и по всей России».
В этом смысле, считает Андзор Кабард, предлагаемые «экосистемы» – это инструменты физического выживания коллективов, которые позволят решить самые насущные проблемы простых людей: еду для семьи, крышу над головой, здравоохранение и образование, которое позволит детям стать более конкурентными, чем их родители. Говорит Андзор Кабард:
«Это те проблемы, которые российское государство никогда решать не будет. Это надо будет решать самим людям. Все, что оно могло решить, вы можете видеть вокруг себя каждый день. И то, что на сегодняшний день в том же Нальчике, например, люди стали об этом задумываться, - это качественный скачок в том же черкесском движении, которое как минимум перестает мыслить местечковыми категориями бодания с соседями и пастбищ с коровами».
Сегодня, 21 мая, исполнилось 155 лет со дня окончания русско-черкесской войны. Все это время, говорит российской политолог Денис Соколов, черкесы как могли удерживали свою идентичность, но сейчас они подошли к такому рубежу, который может стать, образно выражаясь, их последним вздохом. В этом смысле выбор невелик: либо в ближайшее время, в рамках ближайшего поколения у них появится и будет реализован собственный политический проект, либо народ растворится. Говорит Денис Соколов:
«Идея, с одной стороны – самоуправление, а с другой стороны – понимание, кто мы такие в глобальном мире и зачем вот это местное, организованное на этических нормах самоуправление. И зачем это нужно своим же представителям в глобальном мире – вот это большой вопрос. Если этот вопрос будет решен, тогда это будет очень интересная история дальше. Если он не будет решен, тогда мы и дальше будем наблюдать деградацию, как мы ее, собственно, и наблюдаем.
– Вы считаете, этот проект самоуправления непременно должен во что-то трансформироваться?
– Ну да, он должен вылиться во что-то. Либо эта история превратится в политическую программу, причем направленную в две стороны – и в сторону самоуправления на земле, и в сторону представительства на большом политическом рынке. Либо он просто опять уйдет в фольклор».