Accessibility links

Черкесы поддержали осетинского филолога


Черкесская азбука
Черкесская азбука

Черкесские общественники поддержали обращение осетинского филолога Тамерлана Камболова, в котором он призвал Организацию Объединенных Наций защитить родные языки народов России.

Черкесские общественники распространили в социальных сетях обращение осетинского филолога Тамерлана Камболова к специальному докладчику ООН по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов Виктории Таули-Корпус, в котором он попросил ООН защитить родные языки народов России. В этой ситуации, говорится в письме, остается рассчитывать на то, что Организация Объединенных Наций и, в частности, ЮНЕСКО проявят озабоченность в связи с перспективами возможной утраты значительной доли общечеловеческого культурного наследия и предложат Российской Федерации пересмотреть образовательно-языковую политику в сфере родных языков.

В социальных сетях черкесские общественники распространили обращение с припиской «Желателен максимальный репост!». Они надеются, что этот вал в соцсетях не останется незамеченным для тех, кого затрагивают эти угрозы, и тех, от кого зависит решение проблемы.

Черкесы поддержали осетинского филолога
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:54 0:00
Скачать

О чем, собственно, идет речь.

25 июля 2018 года Государственной Думой Российской Федерации был принят федеральный закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», который был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 июля 2018 года и подписан президентом Российской Федерации 3 августа 2018 года.

Если вкратце: по новому закону изучение родных языков народов Российской Федерации в школах стало добровольным. Т.е. оно стало правом, а не обязанностью. Кроме того, если родители ученика указывают в качестве родного один только русский язык, то их чадо автоматически освобождается от изучения в школе второго родного – коренного языка. Да и те, кто воспользуется правом изучения родного языка, вряд ли реализуют его в полной мере, если учесть, что изучение ограничено двумя часами в неделю до 9 класса. Говорит черкесский общественник из Нальчика Аслан Бешто:

«Как ни грустно констатировать, несмотря на все протесты общественности, именно заинтересованной частью населения был принят этот абсолютно шовинистический, абсолютно подпадающий под определение этноцида закон. Это будет осуществляться, на мой взгляд, так же, как проводится чиновничья работа в сфере образования, – будут вызывать директоров школ, давать им поучения, чтобы большая часть родителей отказывалась от коренных языков в пользу русского как родного языка».

Дальше, говорит Аслан Бешто, действует простая логика: с одной стороны, родители будут отказываться от родного, чтобы разгрузить детей, высвободить время для обязательных предметов, повысить их конкурентность как абитуриентов. С другой, чиновники от образования будут отчитываться о массовых отказах от родного языка как о политическом успехе или демонстрации лояльности центру.

Как только рухнул железный занавес, именно кабардинцы были первыми в России, кто озаботился исчезновением языка в диаспорах. Еще в конце 80-х годов прошлого века черкесские общественники начали отправлять в диаспоры учителей и учебники кабардинского. Одним из результатов этой работы можно считать принятый в Турции закон, по которому государство берет на себя финансирование обучения, если класс набирает 12 человек. Еще одно достижение – в турецком университете «Эрджиес» открылся факультет черкесского языка.

Эта история демонстрирует отношение народа к проблеме ассимиляции, которая теперь нависла и над российскими черкесами. Говорит черкесский общественник из Нальчика Ольга Эфендиева-Бегрет:

«Новый закон вообще не предполагает изучение родного языка в 10-11 классах. После двухлетнего перерыва как эти дети будут заинтересованы пойти учиться на преподавателя родного языка? С этим незаконченным средним образованием каким образом у нас будут формироваться кадры для преподавания родных языков? А писатели и поэты у нас откуда браться будут?»

В России проживает 145 коренных народов. Этот закон, считает Ольга Эфендиева-Бегрет, угрожает всем им. И, надо полагать, именно так он и воспринимается. Еще до принятия поправок, когда они только обсуждались, 21 мая в Москве состоялся круглый стол, по итогам которого был учрежден «Демократический конгресс народов России». В него вошли коренные народы Поволжья и Северного Кавказа.

Первоначальной целью организации было предотвратить губительные инициативы, теперь главное – добиться их отмены. Участники конгресса из разных уголков страны поводят совместные видеоконференции, координируют свои действия. В начале августа они провели в городах России пикеты против «закона об этноциде», как его называют общественники. Наверное, это первый случай, когда в рамках одного проекта, объединились, например, татары и башкиры с осетинами и кабардинцами.

Против нового закона «Об образовании в Российской Федерации» выступила Федерация Кавказских ассоциаций в Турции. С диаспорами ногайцев и крымских татар, всего около 120 организаций, они устроили совместную пресс-конференцию, на которой выразили обеспокоенность по поводу последствий этих законодательных инициатив и направили обращение к руководству России с просьбой отменить поправки.

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG