Месяца полтора назад, рассказывая на «Эхе Кавказа» про обсуждение в Общественной палате Абхазии проблем репатриации, я привел прозвучавшие там слова министра по репатриации Беслана Дбара: чтобы из Турции попасть в Абхазию через Адлерский аэропорт, нужно минимум 1200 долларов США. Может ли сегодня, продолжил он, средняя абхазская семья в Турции – отец, мать, трое детей – приехать сюда и погостить хотя бы неделю? Нужно иметь большие деньги... До того, как не прекратил хождение теплоход «Рица», сказал Беслан Дбар, он сам дважды ездил на нем в Турцию. Очень многие наши соотечественники в этой стране хотят побывать на своей исторической родине. Их предки 150 лет назад покинули эту землю, и, не увидев ее, решиться на репатриацию очень сложно.
Далее в ходе заседания член Общественной палаты, известный абхазский предприниматель Абесалом Кварчия высказал неожиданно прозвучавшую мысль: а почему бы гражданам Турции, абхазам, желающим посетить историческую родину, не попытаться ездить на своих автомашинах через Батуми? Действительно, в Грузии действует закон «об оккупированных территориях», но, согласно ему, преследуются иностранцы, заехавшие в Абхазию и Южную Осетию из России. А какие претензии могут быть предъявлены к тем гражданам Турции, которые едут в Абхазию сперва через турецко-грузинскую границу – КПП «Сарпи», а затем пересекают погранпост «Ингур»? Кстати, от Батуми до Ингура примерно двести километров, совсем немного.
Недавно, во время встречи с президентом международного благотворительного фонда «Апсны» (позже он возглавил и новую общественную организацию «Союз парламентариев Абхазии»), потомком абхазских махаджиров Сонером Гогуа я поинтересовался его мнением о данной идее. Сонер Гогуа назвал даже более высокую, чем Дбар, стоимость поездок через Сочи и Псоу:
«Сегодня одному человеку из Турции купить билет через Сочи сюда и обратно, визы, все остальные расходы – около 1500 долларов. Сегодня это многими обсуждается, потому что ценовая политика... очень получается разная цена.
– А официальный Тбилиси стал бы препятствовать этому? Он же, в принципе, не...
– Ну, особых проблем не было бы, потому что там – лишь бы через них. Это же давным-давно они предлагали нам; даже корабли пускай ходят, лишь бы для контроля они заходили в Батуми. Такие предложения были, если помните. Когда это идет через Грузию, для них это, наоборот, политически выгодно. А насколько нам выгодно, это как решат наши руководители, это надо обсуждать. Но финансовая разница сегодня огромная. Как я вам назвал, через Сочи одному человеку с авиабилетами обойдется 1500 долларов. Через Грузию – ребята как-то подсчитали – 200-250 долларов. Это большая разница».
Что касается перехода через КПП «Ингур», то с грузинской стороны он не является государственной границей, а для абхазской надо заручиться, пояснил Сонер Гогуа, пропуском от СГБ Абхазии.
У моих сухумских собеседников – комментаторов этого предложения – прозвучали разные мнения: «С одной стороны, для властей Грузии должно быть выгодно продемонстрировать в очередной раз свою «лояльность» абхазам как этносу и поддержку им. А с другой, вряд ли они заинтересованы в масштабном увеличении потока репатриации, которому может способствовать рост числа таких поездок»; «А если по дороге от Сарпи до Ингура наших соотечественников будут ждать провокации? Или, наоборот, Грузия сможет извлечь из этих поездок политические дивиденды?»; «А почему наши власти должны публично давать на это «добро» или высказываться «против»? Пусть наши соотечественники из Турции поездят по этому маршруту, а практика затем сама даст ответ на вопрос: «Автопоездки из Турции в Абхазию и обратно по восточному берегу Черного моря – насколько это возможно, безопасно и целесообразно?»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия