Тбилиси готовится к переменам: в планах мэрии — за четыре года обновить улицы столицы, включая проспект Руставели. Но уже 280 дней именно здесь эпицентр протестов. Их участники надеются, что именно осень 2025-го станет переломным этапом.
И снова задержания
«Борьба начинается сейчас», — заявила Маризи Кобахидзе, мать «узника совести» Торнике Гошадзе, после вынесения ему приговора 2 сентября. Вечером того же дня привычные вечерние протесты на Руставели вспыхнули с новой силой и обрели новые старые формы. У заднего входа парламента собрались активисты, возмущенные отчетом временной следственной комиссии, созданной для расследования преступлений прошлой власти.
Стихийная акция переросла в столкновения с полицией уже на проспекте Руставели. В результате были задержаны 23 человека, в основном — женщины. Журналисты зафиксировали случаи насилия, а Народный защитник Леван Иоселиани официально подтвердил факты превышения полномочий со стороны правоохранителей.
«Народный защитник заостряет внимание на грубом отношении и применении силы со стороны полицейских к участникам протеста при их задержании и вновь напоминает правоохранительным органам, что сила, применяемая в ходе полицейских действий, должна быть пропорциональной и необходимой. После дополнительного изучения Народный защитник осуществит соответствующее реагирование по данному вопросу», — заявил омбудсмен.
Задержанных сначала распределили по изоляторам разных городов, а 4 сентября перевезли в Тбилисский городской. Большинство протоколов составлено по статье 173 Кодекса Грузии об административных правонарушениях — неповиновение законному требованию сотрудника полиции или его словесное оскорбление. Санкции по этой статье предусматривают штраф либо административный арест. В МВД заявили, что задержанные игнорировали законные требования не препятствовать движению транспорта, несмотря на неоднократные предупреждения.
Однако участники демонстрации утверждают, что не нарушали никаких законов. Гражданский активист Лука Девдариани, задержанный на проспекте Руставели, стал первым, кого суд оштрафовал. Рассмотрение дел остальных задержанных продолжается. Девдариани поделился подробностями своего задержания:
«Меня силой схватили и закинули в машину, и там я получил повреждения. Меня били замороженной бутылкой по плечам, один-два раза ударили по голове. Потом начали душить, и когда мне стало больно, я оттолкнул руку. В машине задернули шторы, чтобы люди не видели происходящего, и затем меня привезли в отделение. Сказали: «В подвал заведем и там сильно побьем».
Протестные акции совпали с началом предвыборной кампании. 3 сентября в центре Тбилиси, на улице Меликишвили, открылся избирательный штаб действующего мэра и одновременно кандидата на пост мэра Тбилиси Кахи Каладзе.
На фасаде здания были вывешены плакаты с его изображением, партийной символикой и слоганом кампании: «Мир — Грузии, больше добра — Тбилиси».
Акция на этом участке была заранее анонсирована, поэтому полиция была мобилизована в большом количестве. Стоит отметить, что перекрытие улицы Меликишвили всегда вызывает значительные неудобства для города. Несмотря на это, активистам удалось временно перекрыть движение.
На мероприятие приходили члены партии «Грузинская мечта» и их сторонники, а также премьер-министр Ираклий Кобахидзе. Активисты скандировали имена политзаключенных и выкрикивали «Рабы» в адрес политиков. Полицейский кордон не позволял демонстрантам приблизиться к зданию, но при появлении отдельных депутатов участникам акции удалось бросить в них яйца, а депутаты в ответ оскорбляли протестующих и показывали им средний палец. Гия Вольский даже перекрестил демонстрантов.
Активисты исполняли песню «Оле, ола», ставшую неофициальным антиправительственным гимном. Композиция содержит оскорбления в адрес партии «Грузинская мечта» и часто звучит на протестах, продолжающихся с 28 ноября 2024 года. Члены партии реагируют на нее крайне резко. Ранее из-за этой песни неизвестные несколько раз нападали на музыкантов, исполнявших ее.
Наибольший резонанс на акции вызвал инцидент с членом партии Бекой Одишария, который, по словам свидетелей, находился в состоянии алкогольного опьянения. Согласно опубликованной в Facebook информации, перед конфликтом участники облили его водой и бросили в него яйцо.
Одишария вывели с места демонстрации полицейские. В окружении правоохранителей активисты продолжали его оскорблять. В одном из эпизодов, в ответ на это, Одишария выкрикнул в сторону участников акции: «Я твою мать ***л!»
Также он добавил: «Кто поет «Оле, ола», того мать я ***л!»
Одишария в присутствии камер нецензурно выражался в адрес демонстрантов. Позже он также оскорбил журналиста, фотографа издания «Публика» Миндию Габадзе. На вопрос о том, находится ли он в состоянии опьянения, Одишария ответил ему фразой: «Я пьян? А ты е***ый».
51-летний Бека Одишария был депутатом с 2016 по 2024 год. На парламентских выборах 2024 года он не вошел в партийный список. 26 сентября 2024 года один из лидеров партии, Мамука Мдинарадзе, сообщил, что с Одишария ведутся консультации по «очень серьезной теме» и «конкретному направлению». 1 сентября 2025 года Одишария был выдвинут кандидатом в члены Тбилисского городского совета.
Руководство партии не осудило Одишария и фактически оправдало его действия.
«Наши так называемые оппоненты сделали нормой, что нужно ругаться, проклинать, говорить человеку, что он скоро умрет, использовать самые оскорбительные слова. Особенно девушки организованы специально для этого. И никто не должен им отвечать? В такой ситуации человек может сорваться и ответить. Так и произошло», — заявил Гия Вольский.
Во время акции произошел еще один инцидент. На кадрах, опубликованных изданием «Публика», видно, что спор между активистами и сторонниками власти перерос в физическое противостояние: один молодой мужчина плюнул в активистку, другой ударил журналиста, фиксировавшего события. Позже еще один сторонник партии власти, легитимность которой не признает оппозиция, пятый президент и значительная часть грузинского общества, плюнул в сотрудника СМИ.
Полицейские, находившиеся на месте, не отреагировали на произошедшие инциденты и не приняли никаких правовых мер, несмотря на обращения демонстрантов и представителей СМИ.
«Хартия журналистской этики Грузии» резко осудила нападения и призвала прокуратуру провести срочное расследование. В своем заявлении организация подчеркнула:
«Безнаказанность за преступления против журналистов поощряет нападавших и ведет к новым актам насилия».
Хартия также обратилась к МВД с требованием изучить действия полицейских, которые проигнорировали нападение на сотрудников СМИ, подчеркнув, что установить их личности не составит труда.
Тем же вечером сторонник партии «Грузинская мечта» Бека Гоциридзе напал на активистку Мариам Меканцишвили. Инцидент был зафиксирован на видео самой пострадавшей.
«Я заметила Беку Гоциридзе, который 31 июля уже нападал на участников акции и потом сам подавал жалобу, из-за чего двоих ребят задержали. У меня было право спросить: «Разве ты не тот человек, который 31 июля нападал на участников акции и потом жаловался, хотя мы защищались от той силы, с которой ты пришел на акцию?». <...>. На кадрах видно , что он начал со словесных оскорблений, а потом перешел к физическому насилию. Он в первый раз бросил в меня окурок, второй раз ударил по руке. У меня синяки», — рассказала Мариам о деталях нападения изданию «Публика».
По ее словам, криминальная полиция не реагировала, вместо этого нападавшего Беку Гоциридзе провели внутрь здания.
Напомним, что ранее по жалобе Гоциридзе были возбуждены уголовные дела против двух активистов — Торнике Тошхуа и Миндиа Шервашидзе, которых обвиняют в групповом насилии. Им грозит до двух лет лишения свободы. Между тем очевидцы утверждают, что конфликт 31 июля спровоцировал сам Гоциридзе, а в ходе перепалки из его кармана выпал нож.
Тем временем, мэр Тбилиси Каха Каладзе сравнил протестующих с героями клипа Майкла Джексона «Триллер».
«Когда я смотрел на лица этих людей… ну, не знаю, это просто невообразимо. Если бы Майкл Джексон был жив, он, наверное, переснял бы «Триллер» с их участием, без грима, визажистов и костюмов. Обычные титушки. <…>. У этих людей потеряно все — мораль, культура. В том состоянии, в котором они находятся, я им сочувствую, мне больно, что это граждане моей страны… Когда видишь человека в таком состоянии, это очень тяжело», — сказал Каладзе.
Премьер-министр Ираклий Кобахидзе назвал участников акций «орками», «титушками» и «нацами» (прим. — сторонники «Национального движения»). Он заявил, что их «состояние трагично» и власти готовы «помочь им пройти лечение».
«Мы готовы оказать этим людям любую помощь, включая лечение, если они готовы к этому», — заявил Кобахидзе.
Впрочем, гражданские активисты все чаще говорят о «двойных стандартах» и «запугивании». По их мнению, власть намеренно использует провокации и выборочные задержания, чтобы сократить число участников протестов и деморализовать движение.
«Но есть и другая сторона медали: когда вы думаете, что вам можно все, а нам — ничего, когда называете нас «безродными», а сами делаете что угодно, придет день, когда народ взбунтуется», — говорят активисты.
Впереди две ключевые даты масштабных демонстраций: 13 сентября — массовая акция оппозиции за сохранение безвизового режима с ЕС; 4 октября — день муниципальных выборов, который активисты называют «финальной битвой». Грядущий гнев, обещают демонстранты, «сметет «Грузинскую мечту».
Форум