Парламент Южной Осетии хочет получить статус наблюдателя при Межпарламентской ассамблее СНГ. Депутаты попросили российских коллег посодействовать в этом вопросе. Об этом сегодня заявил глава комитета по внешней политике югоосетинского парламента Игорь Кочиев.
Сегодня в Москве состоялось заседание комиссии по сотрудничеству Совета Федерации РФ и парламента Южной Осетии, на котором глава югоосетинской делегации Игорь Кочиев высказал пожелание, которое, по его словам, поддерживают также североосетинские сенаторы и депутаты Госдумы:
«Мое предложение, чтобы посодействовали нам в том, чтобы парламент Южной Осетии в качестве наблюдателей вошел в Межпарламентскую ассамблею государств-участников Содружества независимых государств (МПА СНГ). Это наше предложение».
Армянский политолог Александр Искандарян объясняет, почему эту просьбу российские партнеры, скорее всего, не смогут выполнить:
«В числе стран СНГ есть страны, у которых собственные проблемы с территориями, которые они считают своими, при этом на этих территориях существуют де-факто государства. Например, Азербайджан и Молдова – члены СНГ, и никаких причин у них соглашаться на такого рода предложения нет. Да, в общем, я не думаю, что и Россия должна очень уж сильно на этом настаивать».
Всякий раз, когда Южная Осетия проявляет какие-то внешнеполитические инициативы, первый вопрос, который возникает у наблюдателей: кто автор идеи, сами придумали или в Москве подсказали? Если сами, как правило, это означает, что речь идет о политическом продукте внутреннего потребления, демонстрации активности перед избирателем. Если Москва подсказала, значит, после этих заявлений следует ждать каких-то подвижек. Политолог Владимир Новиков считает, что это – первый случай:
«Совершенно очевидно, что это инициатива парламента Южной Осетии. Она направлена на то, чтобы тем или иным способом включить республику с ее ограниченным статусом в интеграционные начинания на поле СНГ, хотя инициаторы понимают, что есть определенные сложности.
– Вы считаете подобное обращение рациональным действием со стороны Цхинвала?
– Я бы не ставил вопрос в такой плоскости. Они же не просят вступления в качестве участника, они просят принять в качестве наблюдателя, т.е. это ограниченный статус. При всех сложностях, которые, скорее, могут возникнуть при рассмотрении этой просьбы, да и, скорее всего, возникнут, у Южной Осетии все же есть один успешный прецедент – это участие абхазского и югоосетинского парламентов в качестве наблюдателей в парламентском собрании Союзного государства России и Беларуси. Как мы помним, Лукашенко не признал Южную Осетию и Абхазию, более того, он и при Саакашвили, и при Иванишвили всячески демонстрировал свою расположенность к грузинской стороне. Тем не менее мы сегодня видим, как югоосетинские и абхазские депутаты присутствуют в парламентском собрании России и Беларуси».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия