На этой неделе в Абхазии не было никаких пресс-конференций и иных мероприятий с приглашением журналистов. Вся она проходила под знаком прощания с погибшим в минувшую субботу 8 сентября в ДТП премьер-министром республики Геннадием Гагулия. И даже после позавчерашнего дня, когда в родном селе Гагулия Лыхны состоялись его похороны, Абхазия, кажется, все еще не отошла от этого трагического события, и мысли людей в основном, так или иначе, связаны с ним.
Накануне среды 12 сентября, объявленной в республике траурным днем, поступило множество соболезнований из-за пределов Абхазии. Так, 11 сентября его прислал главе абхазского государства президент Сирии Башар Асад (возвращаясь в составе делегации Абхазии именно из САР и не доехав всего десятка километров до своего дома, погиб премьер). В тексте соболезнования говорится: «С глубоким прискорбием получил весть о гибели премьер-министра вашей страны господина Геннадия Леонидовича Гагулия в ужасной автокатастрофе, которая произошла во время исполнения обязательств и участия вместе с вами в историческом визите в Сирийскую Арабскую Республику. Геннадий Гагулия отличался исключительными качествами, которые проявились и во время визита делегации в Сирии, нацеленного на укрепление дружественных отношений и сотрудничества между двумя странами. Хотел бы выразить Вам и дружественной стране, семье погибшего самые искренние соболезнования и пожелания мужества и терпения. Молю Всевышнего об упокоении души усопшего».
Во время траура были отменены все развлекательные мероприятия и передачи телевидения. В частности, отложены на конец сентября гастроли московского Театра на Малой Бронной, который 9 и 10 сентября должен был показать спектакль «Три высокие женщины» в Сухумском русском театре драмы им. Фазиля Искандера. В день траура на всей территории Абхазии приспустили государственные флаги (в частности, и жильцы нашей пятиэтажки, которые в начале года установили флагшток с флагом Республики Абхазия во дворе дома).
Прощальная церемония проходила в Гудаутском районном доме культуры. Если кто-то спросит, почему не в Сухуме, ведь покойный был деятелем республиканского уровня, поясню, что предали его тело земле на родовом кладбище в селе Лыхны, рядом с Гудаутой, и везти его сперва в столицу, а потом обратно было бы неуместно.
На траурном митинге президент Абхазии Рауль Хаджимба сказал: «Геннадий Гагулия был человеком незаурядных способностей, крупным организатором, менеджером и хозяйственником в подлинном смысле этого слова». Великим человеком и гордостью Абхазии назвал там же Геннадия Гагулия министр России по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев.
А в интернет-сообществе продолжают звучать соболезнования и слова признательности покинувшему этот мир руководителю. Так, одна из сотрудниц Торгово-промышленной палаты Абхазии, президентом которой Гагулия был многие годы, выложила в Facebook коллективные фото с ним и написала: «Геннадий Леонидович, спасибо за время, проведенное с Вами! За бесценный опыт! Вместе с Вами ушла целая эпоха! Вы навсегда в наших сердцах!» Другие пользователи продолжили: «Думаю, что наш с ним проект по высадке мимозы вокруг поляны в Лыхны надо реализовать и назвать этот парк именем Геннадия Гагулия»; «Да, после ухода такого руководителя вам будет очень трудно. Но он подготовил достойную смену. Вот как надо растить преемников, дорогие чиновники»; «Человек с мощнейшей энергетикой! Вечная память!»
Приведу еще такой только что прочитанный текст одного интернет-форумчанина: «Сегодня проезжал мимо ТПП и увидел, что девочки в знак траура надели черное. Не каждый руководитель, а тем более бывший, удостоится такой чести. Это ведь не показуха, и не каждый руководитель такого заслуживает. Во всяком случае, я с таким впервые сталкиваюсь».
Продолжалось, естественно, и обсуждение причин случившегося ужасного ДТП. В понедельник в своей публикации на «Эхе Кавказа» «Жизнь и смерть Геннадия Гагулия» я отмечал, что никому в Абхазии не пришло в голову считать эту смерть результатом теракта, покушения на жизнь государственного деятеля, и объяснял почему. И упомянул как о курьезе о комментариях на форуме одного из российских интернет-изданий, в которых после наезда 9 сентября на машину президента Молдавии Игоря Додона дружно закричали, свалив все в одну кучу – убийство главы ДНР Александра Захарченко и ДТП с участием Додона, что это охота западных спецслужб на пророссийских политиков. Но если бы дело было только в каких-то интернет-комментаторах, которые не обязаны по долгу службы обладать полнотой информации о том, что пишут. Но каково же было мое удивление, когда в молдавском издании популярнейшей российской газеты «Комсомольская правда» прочел на днях статью «Неожиданный поворот в деле о ДТП с участием президента Молдовы: Запад начал операцию по «зачистке»?»
Журналист Богдан Цирдя начинает ее так: «С 2018 года Запад начал операцию по зачистке всего региона от старых элит. 8 мая 2018 г. вследствие госпереворота был отстранен от власти президент Армении Саргсян. Премьером стал Н. Пашинян. 31 августа был убит глава ДНР А. Захарченко. 8 сентября в ДТП погиб премьер Абхазии Г. Гагулия. В кортеж врезался автомобиль, который выехал на встречку. Ничего не напоминает?»
Что касается ДТП в Молдавии, то выяснение его причин – дело правоохранительных органов этой страны. Но в целом приведенный текст являет, по-моему, яркий образец верхоглядства, когда при минимуме информированности и максимуме политической ангажированности делаются скоропалительные выводы, которые в абхазском обществе могут вызвать одно – недоумение. Ясно, что Цирдя рассуждал о произошедшем в Абхазии, опираясь лишь на краткие сообщения российских СМИ и понятия не имея ни о личности погибшего премьера, ни о политической ситуации в Абхазии, ни о прочем контексте.
Кстати, об автомобиле, «который выехал на встречку»… В своей публикации в понедельник я тоже привел официальную версию произошедшего на автотрассе, в частности, изложенную в пространном интервью одному из СМИ замначальника ГСО (госслужбы охраны) Руслана Измайлова. Но к тому времени, когда отправлял свой репортаж, и в разговорах, и в интернет-комментариях стала распространяться также другая версия: что водитель Тарсман в «девятке» ехал как раз по своей полосе, а на полосу встречного движения выехал водитель машины кабмина, который в какой-то момент отстал от кортежа. Я не стал тогда излагать эту альтернативную версию, исходя из того, что это пока «слухи», упомянул лишь, что интервью Измайлова вызвало немало критических интернет-замечаний, а еще отказался от тех своих эмоциональных характеристик Тарсмана, которыми первоначально хотел дополнить официальную версию.
В течение недели альтернативная версия получала все большее распространение. Некоторые интернет-пользователи, впрочем, увидели за этим попытки родственников, друзей, соседей 22-летнего Хаджарата Тарсмана, как это бывает, отмазать «мальчика». Но иные из них потом меняли свою точку зрения и объясняли это тем, что им удалось лучше ознакомиться с обстоятельствами дела.
Я, разумеется, не собираюсь тут предвосхищать результаты следствия. Скажу одно: после того как следствие оказалось под столь пристальным общественным вниманием, возросла надежда на его объективность.
А еще бурю возмущенных интернет-комментариев вызвала информация одного из СМИ под заголовком: «Милиционер, сбивший туристку в Гагре, находится под домашним арестом». В ней говорилось, что сотрудник патрульно-постовой службы Гагрского районного отдела милиции Даниил Ванаба, в нетрезвом состоянии насмерть сбивший 9 сентября жительницу Московской области 1977 года рождения в поселке Цандрипш, находится под домашним арестом, о чем сообщил помощник генпрокурора Абхазии по связям с общественностью Даур Амичба 13 сентября. Напомню, что об этом ДТП со смертельным исходом рассказала 11 сентября на «Эхе Кавказа» моя коллега Елена Заводская, отметив, что она узнала о нем из соцсетей, официального сообщения о нем к тому времени не было – может, потому, что отец Д. Ванаба – глава администрации Пицунды?
Вот типичный интернет-отклик: «Как Хаджарата, обычного парнишку, так сразу под арест на два месяца, и срок ему, говорят, от семи лет и выше. А милиционера пьяного – под домашний арест. Нормально?»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия