Сегодня на пресс-конференции министр сельского хозяйства Абхазии Даур Тарба остановился на наиболее актуальных и волнующих общество вопросах развития аграрной отрасли.
В частности, отвечая на вопросы журналистов, он сообщил, что 60 процентов тракторов и прицепов, которые должны поступить в виде помощи в этом году из России, согласно межгосударственному договору, уже находятся в Гудаутской МТС; когда до конца июня прибудет вся техника на общую сумму 200 тысяч рублей, она будет распределена по районам. Сказал также, что уцелевшая часть сохранившихся садовых насаждений, которые были заложены несколько лет назад по Комплексному плану, но потом финансирование проекта было остановлено, будет передана в собственность людям, которые за ними ухаживают, и это единственный выход из ситуации. К примеру, в селе Акапа, где 100 гектаров отдано под сады, прекрасно произрастают сорта, которые не принимаются на побережье. Силами МТС на сегодня вспахано 1029 гектаров земель, многие сельчане имеют собственную технику и сами пашут.
Кода зашла речь о судьбе построенного несколько лет назад большого овощехранилища в Гулрыпшском районе, Даур Нуриевич сказал:
«Знаете, я тоже слышу иногда, в соцсетях читаю, – информация такая была вброшена: овощехранилище было построено за 130 миллионов рублей, оно передано в частные руки или в аренду. Абсолютно оно является государственным предприятием. Балансодержателем его является республиканское унитарное предприятие «Абхазплодовощторг», которое было учреждено нами, Министерством сельского хозяйства. Заложена идея очень хорошая. На базе этого овощехранилища будут созданы пункты, где будут таможня, пограничники. Все колонны будут формироваться там, а на границе никаких препятствий не будет. В принципе, этот процесс пошел. Мы уже предоставили помещение российским таможенникам и пограничникам. Возглавляет Амиран Лагвилава, инициативный человек. В этом году они приняли небольшое количество цитрусовых, формировали грузы, «таможили» там и отправляли. В дальнейшем эта идея будет развиваться».
Журналисты спросили о заводе по очистке и фасовке меда в Очамчырском районе, о котором давно уже говорят, что он «на вот-воте», но который все никак не начнет работу. А он очень нужен, так как работа его лаборатории будет гарантировать высокое качество продукции. Даур Тарба отметил:
«С 2011 года идет строительство этого завода. Линия, которая там стоит, она завезена из Италии. Ну, наверное, можно было такую же линию купить где-то в России, потому что она ближе, обслуживать было бы легче. Вот для того, чтобы установить оборудование, провести пуско-наладочные работы, мы два раза приглашали из Италии специалиста. А это представляете, какие расходы: дорога, проживание, переводчик, все остальное. На сегодняшний день стоимость завода – 37 миллионов 400 тысяч рублей. Строительство завода завершено. Но смотрите… Я не знаю, может, и мы в данном случае виноваты, может, сметчики, проектировщики. Но начнем делать закуп у населения – куда складировать этот мед, у нас нет складского помещения. Дальше встает вопрос: куда нам складывать готовую продукцию?
– А когда строили завод, не предусматривали?..
– Об этом… об этом я и говорю. Наверное, и мои предшественники, наверное, и я сейчас в данном случае… Вопрос-то я поднимаю, но люди ждут. На самом деле в Абхазии в этом году очень много меда. И обращаются пчеловоды, есть у нас ассоциация…»
Еще одной проблемой, по словам министра, является то, что завод может выпускать мед в таре емкостью 120 грамм, но этого мало. Нам стоит выпускать продукцию в емкости по 200, 250, 300 грамм. Президент Абхазии Рауль Хаджимба дал поручения в кратчайшие сроки устранить все недостатки и недоделки.
Был, конечно, задан вопрос о предварительных итогах «битвы с мраморным клопом», развернувшейся весной этого года в Абхазии, когда этот новый и страшно плодовитый вредитель сельхозкультур еще не успел выйти из зимней спячки. Звучало немало победных рапортов, но произошел ли тут перелом? Можно ли уже делать какие-то прогнозы о судьбе урожая цитрусовых, 50 процентов которого в прошлом году были уничтожены зловредным клопом, ореха-фундука, уничтоженного им на семьдесят процентов, как сообщали многие СМИ? Министр был настроен оптимистично:
«Благодаря нашему населению, благодаря всем вам, всем нам, мы ситуацию держим под контролем. Относительно прошлых лет количество этого мраморного клопа снизилось в разы, в десятки раз, так скажем. Потому что те мониторинговые группы, представители «Россельхознадзора» и наши, которые нам дают сводку каждую неделю, они на самом деле говорят, что достигнут достаточно серьезный результат. Нас критиковали, что вот «вы объявили механический сбор этого клопа», но мы как бы унижаем этим людей. Но люди, население наше отнеслись с пониманием. Мы, по официальным данным, говорим, что выловили 3 тонны 600 килограммов мраморного клопа, а по неофициальным данным, я убежден, что если не больше, но и не меньше 8-9 тонн. Мы отправляли своих специалистов в Соединенные Штаты Америки, и буквально две недели назад приехали из Италии. Когда, говорят, мы такие результаты начали им озвучивать, никто не верил: ну как можно такое количество клопов выловить? А на самом деле вы все очевидцы: так и было. На самом деле можем сказать, что мы урожай сохраним. Единственное, я молю Бога, чтобы погода нам дала возможность… Засуха уже отрицательно влияет. Если погода нам даст, дожди пойдут, я думаю, урожай будет».
Правда, добавил он, в восточной части Абхазии, в нижней зоне Гальского района и в части Очамчырского обнаружили грибковое заболевание растений, для борьбы с которым нужно применять другие препараты. Министерство будет проводить работы, направленные на устранение этой болезни.
Он отметил успехи в овощеводстве. Если в прошлом году фермерские хозяйства республики вырастили 3-4 тыс. тонн овощей, то в этом году ожидается 10-12 тыс. тонн. Частные проекты прекрасно работают, и на рынках Абхазии можно купить кындгские огурцы и помидоры, клубнику из Адзюбжи и многое другое.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия