Accessibility links

В деле про «кровавый Новый год» поставлена точка?


Больше года назад, в абхазском обществе в связи с чередой убийств возникла дискуссия о возрождении обычая кровной мести
Больше года назад, в абхазском обществе в связи с чередой убийств возникла дискуссия о возрождении обычая кровной мести

Сегодня в Верховном суде Республики Абхазия под председательством судьи Верховного суда РА Мимозы Цушба был оглашен обвинительный приговор в отношении Жиба Роланда Капитоновича, 1974 года рождения, обвиняемого предварительным следствием в умышленном убийстве из корыстных побуждений, а также незаконном хранении, ношении и перевозке огнестрельного оружия.

Мимоза Цушба начала с информации:

«Хочу донести до участников процесса, что в адрес Верховного суда поступил акт, который был составлен в СИЗО СГБ и из которого усматривается, что подсудимый Жиба категорически отказывается выходить из камеры, в связи с чем приговор будет оглашаться в его отсутствие. Также поступило заявление от адвоката Пасания, в котором она просит огласить приговор также без нее».

Действительно, скамья подсудимых и место защитника пустовали. Не буду высказывать предположения о мотивах такого решения упомянутых лиц, судите из последующего сами...

В деле про «кровавый Новый год» поставлена точка?
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:06 0:00
Скачать

Напомню об истории этого убийства, точнее – череды убийств, о которой на «Эхе Кавказа» уже не раз рассказывали. Если недавняя встреча нового, 2018 года была окрашена в Абхазии в политические тона – несколько дней митингов у комплекса правительственных зданий в связи с незаконным, как считает оппозиция, помилованием грузинского боевика Георгия Лукава, то предыдущий Новый год журналисты в Абхазии прозвали «кровавым». 1 января 2017 года милиция обнаружила труп пропавшего ранее 26-летнего жителя Сухума Беслана Квициния. Подозреваемым МВД Абхазии на своем официальном сайте назвало Роланда Жиба, жителя села Гуада Очамчырского района, в окрестностях которого и был обнаружен труп Квициния в земляной яме – в лесном массиве у села Кочара. 6 января появились слухи об убийстве Роланда Жиба. Впрочем, информация, которой люди делились в соцсетях, разнилась, кто-то писал, что это не тот Жиба, а его однофамилец.

Действительно, как вскоре выяснилось, группа родственников убитого Беслана Квициния из побуждений мести сожгла три дома в селе Гуада – принадлежавших Роланду Жиба и его родственникам. Но поскольку Роланд Жиба, который, по слухам, сознался своим родственникам в совершенном убийстве, скрылся на территории Грузии, эта группа вывезла в Сухум его родственника Романа Жиба, который, опять же по слухам, помогал закапывать тело Б. Квициния. Романа подвели на Лечкопском кладбище к могиле Беслана Квициния, облили бензином и подожгли, а затем убили четырьмя выстрелами из АКМ.

Помнится, в то время, больше года назад, в абхазском обществе бурно обсуждались те события, и в частности, возникла дискуссия о возрождении обычая кровной мести. Но даже те, кто видел в вендетте в условиях слабой работы правоохранительной системы некий «правовой регулятор в обществе», не могли не признать, что гнев мстителей должен все же быть направлен прежде всего действительно на убийц, а не на их близких, пусть даже и помогавших в укрытии следов преступления.

В мае прошлого года Роланд Жиба был задержан-таки на территории Грузии и передан абхазским правоохранителям. Кстати, во время новогоднего политического кризиса 2018 года в Абхазии это факт всплыл в качестве аргумента за помилование Георгия Лукава – как ответного шага абхазских властей.

Следствие по делу Роланда Жиба и судебный процесс над ним проходили параллельно следствию и суду по делу о жестоком убийстве из мести Романа Жиба. 2 ноября прошлого года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Абхазии приговорила к 12 годам лишения свободы Адгура Квициния. Он был признан виновным в том, что, зная о преступном намерении своего брата Квициния Сатбея Михайловича отомстить за убийство его родного племянника Квициния Беслана Раминовича, вывез вместе с ним и неустановленными лицами Романа Жиба в Сухум под предлогом выяснения обстоятельств гибели Беслана. Дальнейшее известно... Что касается Сатбея Квициния, то он, насколько знаю, до сих пор находится в бегах.

Мимоза Цушба зачитывала сегодня приговор час пятьдесят минут. Из материалов суда вытекало, в частности, следующее. И Роланд Жиба, и Беслан Квициния сошлись в последнее время на увлечении наркотиками. При этом Роланд был должен Беслану крупную сумму денег, а от последнего деньги требовали другие лица. И вот в голове у Роланда возник преступный замысел – вывезти в безлюдное место и убить его. Правда, не учел, что камеры видеонаблюдения на автотрассе зафиксировали, что в Гуаду они ехали вдвоем, а назад в Сухум он возвращался один. Поскольку Беслан Квициния был высокого роста и солидного веса, его тело закопать ему помог Роман Жиба.

После Нового года у Гумистинского моста, где собралось человек 10-15 родственников Жиба, Роланд признался в совершенном убийстве. А вот на суде он это отрицал, объяснив, что дело было так. Он вместе с Романом и Бесланом принимал в доме первого наркотики (метадон), после чего пошел к колодцу, а затем услышал, что между стоявшими в шагах десяти от него Романом и Бесланом вдруг вспыхнула ссора и раздались пистолетные выстрелы. Свое признание родственникам в убийстве он объяснял на суде тем, что решил тогда взять вину Романа на себя. Правда, многочисленные свидетели показали, что Роман не употреблял не только наркотики, но даже – из-за болезни – алкоголь. А еще он не был знаком с Бесланом и у него не было мотивов избавляться от него... Суд также счел показания Роланда путаными.

26 февраля в ходе прений сторон на этом судебном процессе гособвинение попросило лишить его свободы на 20 лет. А сегодня Мимоза Цушба в заключение оглашения приговора сказала:

«Руководствуясь статьями 304, 309 Уголовно-процессуального кодекса Республики Абхазия, Верховный суд Республики Абхазия приговорил: признать Жиба Роланда Капитоновича виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «з» части 2 статьи 99 и части 1 статьи 217 УК РА. И назначить ему наказание: по пункту «з» части 2 статьи 99 УК РА в виде лишения свободы на 14 лет, по части 1 статьи 217 УК РА в виде лишения свободы сроком на 3 года. На основании части 3 статьи 63 УК РА, путем частичного сложения наказания, согласно резолютивной части приговора, Жиба Роланду Капитоновичу назначить наказание в виде 15 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима».

Приговор вступает в законную силу в течение 15 рабочих дней при отсутствии обжалований со стороны участников уголовного процесса.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG