Сегодня в центре «Мир без насилия» имени Зураба Ачба состоялся круглый стол на тему «Развитие института Уполномоченного по правам человека в современный период». Встреча состоялась по инициативе первого абхазского омбудсмена Дмитрия Маршан, который рассказал правозащитникам и представителям гражданского общества о проделанной работе за полгода.
Закон «Об Уполномоченном по правам человека» был принят парламентом Абхазии 24 февраля 2016 года. В ноябре минувшего года депутаты избрали на эту должность Дмитрия Маршан.
На сегодняшнем круглом столе новый омбудсмен признался, что развернуть активную работу у него пока не получается. Людям попросту некуда идти – у Народного защитника до сих пор нет офиса.
Дмитрий Маршан уже подготовил предложения по структуре и штатному расписанию аппарата и представил их в парламент. Прошло более полугода, но воз и ныне там. Причина в том, что в республиканском бюджете на 2017 год средства на деятельность аппарата предусмотрены не были.
Тем временем жалобы от граждан уже поступают, и новый омбудсмен старается оперативно на них реагировать. В месяц к нему обращаются до 20 человек. Особенно остро стоит проблема малоимущих, многодетных семей. Дмитрий Маршан рассказывает:
«Люди обращают внимание на право на жилье, на образование, на медицинское обслуживание. Очень много детей в этих семьях, они всего этого лишены ввиду отсутствия возможностей у нашей страны. Но есть вопросы, которые наше государство может (решить), и оно должно точечно оказывать помощь, потому что те люди, которые находятся за чертой бедности, наша обязанность – в первую очередь им помочь. Также вопросы с инвалидами с детства и инвалидами войны. У них очень много проблем – не только с финансами, но и с организационными моментами, когда мы их отправляем в Российскую Федерацию для лечения. И, конечно же, вопросы в местах лишения свободы – это острая проблема. Там, конечно, нет тех условий, где они бы могли отбывать наказание. Особо опасные рецидивисты и все остальные содержатся в одном режиме – строгом».
Дмитрий Маршан сообщил, что много жалоб поступает именно от заключенных. В СИЗО «Дранда» отсутствуют элементарные условия для людей. Между тем в тюрьме сегодня отбывают наказание шестеро несовершеннолетних.
Обращаются к защитнику и иностранные граждане, проживающие в республике.
«Если мы считаем, что те или иные лица, которые проживают в Абхазии, находятся законно, тогда необходимо обозначить их правовой статус через институт гражданства, через институт репатриации, через институт правового положения иностранных граждан, лиц без гражданства. На мой личный мобильный телефон обращаются очень много лиц, которые остались без самоидентификации личности, то есть нет у них никаких документов правоустанавливающих, которые подтверждали бы их законное пребывание на территории Абхазии. Помимо политических прав мы не можем их лишать личных, социально-экономических прав и свобод», – подчеркнул Дмитрий Маршан.
Заместитель директора Центра гуманитарных программ Лиана Кварчелия отметила, что, когда разрабатывался закон об Уполномоченном по правам человека, общественность восприняла это с большим энтузиазмом. Люди поверили, что государство заинтересовано в том, чтобы появился реальный механизм защиты прав человека. Но тот факт, что до сих пор нет офиса и не укомплектован штат аппарата омбудсмена, говорит о том, какие приоритеты у руководства страны.
Лиана Кварчелия заявила: «Вам парламент определил такой статус, (что) вы имеете право требовать, по закону имеете право действовать. Мне кажется, что нужно активно действовать. Поддержку общества, во всяком случае, организаций, которые занимаются правозащитной деятельностью, вы имеете».
Дмитрий Маршан заявил, что на днях он встречался с премьер-министром республики, и он заверил его, что вопрос финансирования будет решен с 1 июля 2017 года.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия