На этой неделе Генеральная прокуратура Южной Осетии возбудила уголовное дело против сотрудников ОМОНа. 27 ноября около гостиницы «Алан» в Цхинвале трое омоновцев избили молодого человека. Запись инцидента попала в сеть и вызвала общественный резонанс. Силовики часто нарушают закон, однако остаются безнаказанными.
На этой неделе Генеральная прокуратура Южной Осетии возбудила уголовное дело по статье 114 УК РФ часть 2 – умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.
Согласно следствию, между сотрудниками ОМОНа и 21-летним жителем Цхинвала произошла драка.
«В ходе ссоры потерпевший нанес удар одному из омоновцев, после чего другой сотрудник нанес ему удары в область лица. Тот попытался уклониться от ударов, переходя на другую сторону улицы», – говорится в заявлении Генпрокуратуры.
Один из омоновцев, преследуя молодого человека, выстрелил ему в ноги из табельного оружия, превысив полномочия, так как никаких оснований для применения огнестрельного оружия не было. Догнав молодого человека, омоновцы повалили его на землю и продолжили избивать. В результате пострадавший получил черепно-мозговую травму и рваные раны лица.
Видеозапись инцидента попала в соцсети и получила широкую огласку. Министр МВД Ахсар Лавоев был вынужден прокомментировать поведение подчиненных:
«Все материалы переданы в Генеральную прокуратуру, которая занимается выяснением всех обстоятельств инцидента. По результатам этой проверки мы и будем принимать решение о судьбе своих сотрудников», – сказал министр, указав, что первым удар нанес пострадавший.
Преподаватель ЮОГУ, бывший судья Верховного суда Южной Осетии Юрий Кокоев скептически относится к новости о возбуждении уголовного дела против сотрудников ОМОНа. Силовикам всегда все сходило с рук, говорит Кокоев. Он вспоминает, что сам становился жертвой противоправных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов и в 90-е годы, и в 2000-е: во время президентской кампании 2011 года его избили югоосетинские силовики:
«Посмотрим, что дальше будет, какая будет перспектива у этого начинания. Не будет ли это просто для отвода глаз, для показухи, может быть, что-то и изменится к лучшему. Применение силовиками физической силы и других незаконных действий началось не сегодня, это было и при первом президенте, когда за мои политически взгляды, за мои высказывания меня преследовали, остановили на улице и избили сотрудники ГОВД, и ОМОН там был, насколько я помню. Мою машину на ночь изъяли. И при Эдуарде Кокойты было такое со мной – в 2011 году избили меня во время этих событий дважды. Я думаю, что вряд ли что-то изменится. Трудно поверить, что порядок смогут установить».
У югоосетинского эксперта Роланда Келехсаева тоже есть печальный опыт общения с представителями силовых структур. Его избили сотрудники Госохраны президента во время президентских выборов 2011 года:
«Хотелось бы верить, что это не единичный случай и Генпрокуратура всерьез займется произволом силовиков. Превышение должностных полномочий и незаконные действия стали визитной карточкой наших силовиков, некоторые из которых занимаются беззаконием в отношении рядовых граждан. Вспомним, как правоохранительные органы в 2011 году массово задерживали оппозиционеров, просто напросто избивали людей на улице, сажали в тюрьмы. Это говорит о том, что от этой практики надо уходить. Закон должен быть для всех один. До сих пор в Генеральной прокуратуре лежит мое заявление с 2011 года, которое я подал на противоправные действия Госохраны президента Эдуарда Кокойты. Сотрудники Госохраны меня, мягко говоря, избили. В декабре 2011 года меня избили, машину мою разбили, а мое обручальное кольцо было похищено. У меня тогда отобрали даже обручальное кольцо. Никто не понес никакого наказания. Там же были и сотрудники ГОВД, людей массово задерживали, без объяснения причин и соответствующего оформления бросали в камеры, в тюрьму».
Официальной статистики об уголовных делах, возбужденных в отношении сотрудников правоохранительных органов, мне найти не удалось. Нет их и у правозащитников. Как говорят мои собеседники, силовики, превысившие свои полномочия, редко несут наказание. Такие дела, как правило, не доходят до суда и спускаются на тормозах.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия